Уже многие годы в обществе зрела жажда перемен и, по всей видимости, это желание в 1965 году дошло до температуры кипения. И тогда музыкальные стили, которые еще недавно были популярны, в одночасье оказались архаичными и немодными, и все вдруг захотели чего-то нового, еще невиданного и неслыханного. 1965 год - это точка перелома, когда произошел разрыв со «старым миром». Но в то же время – это точка зарождения нового звука, новой моды, новых правил и новых традиций.
12 июня Rolling Stones выпустили сингл с песней « I Can ’ t Get No ( Satisfaction )» - «Не могу получить удовлетворения», - в которой гитарист Кейт Ричардс впервые применил исказитель звука «фузз».
«Это была первая фуззовая примочка из выпущенных фирмой Gibson, - рассказывал Кейт Ричардс . - Я кричал, что мне нужно больше искажений: этот рифф на самом деле должен звучать мощно и долго. Мы врубили усилки на полную так, что всё пердело, но всё равно это было не то, что надо. И тогда Иэн Стюарт сгонял за угол в магазин Эли Уэллача «Music City» и вернулся с примочкой для искажения звука: «Попробуй!» Это было экспромтом. Я эту примочку больше никогда не использовал, она очень мало для чего пригодна, но для той песни она подвернулась очень вовремя».
«Эта песня превратила Rolling Stones из одной из второстепенных групп в группу-гигант, группу-монстр, - вспоминал Мик Джеггер. - Ее характерная мелодия стала чем-то вроде подписи, которую все знают. У неё очень запоминающееся название. У неё очень запоминающийся гитарный рифф. У неё великолепный гитарный звук, который в то время был оригинальным. И, что очень важно, она уловила дух времени...»
Новый звук, который давал фузз, существенно расширил горизонты рок-музыки и указал направление движения нескольким поколениям рок-музыкантов.
В тени покоряющих континенты The Beatles начали появляться группы, играющие психоделию.
Еще в начале 60-х вокруг изобретателя ЛСД Тимоти Лири начали объединяться различные маргиналы от интеллектуалов, пытавшиеся решить свои проблемы с помощью галлюциногенов. Одним из них был Кен Кизи, в будущем автор культового романа «Полет над гнездом кукушки».
Кизи основал в солнечной Калифорнии братство «Ла Хонда». (Участники этой группы называли себя «Проказниками».) Среди прочих в это братство входил юный гитарист Джерри Гарсия, осенью 1965-го основавший первую в мире психоделическую группу Grateful Dead («Благодарный Мертвец»). Предыдущая группа Джерри Гарсия называлась The Warlocks («Колдуны») и играла блюзы и рок-н-роллы, но постепенно под воздействием расширяющих сознание галлюциногенов, музыка Гарсия становилась все менее традиционной и все дальше уходила от «негритянских» корней.
Это заблуждение, когда говорят, что рок - прежде всего афроамериканская музыка. Нет, шаманские культы и музыка, вызывающая у слушателей экстатическое состояние, существовали у многих народов Европы, у кельтов, у готов, у скифов и др. В самом шаманском ритуале нет ничего типично африканского, потому что техника вызывания экстаза у участников этого ритуала везде примерно одна и та же и отличается лишь нюансами. В основе ее лежит повторяющийся ритмический рисунок, изобилующий нарушениями традиционных функциональных гармоний, то есть брэйки, тональные контрасты и сдвиги, сталкивающиеся мелодические и ритмические линии, плюс повышенная громкость исполнения, шумовые эффекты и жесткая окраска вокала.
Большинство молодых американцев середины 60-х находились под большим влиянием групп из Британии, но находились юные радикалы, которые в разгар всеобщей битломании пытались сохранить звук и настроение истинного американского рока – рок-н-ролла и сёрфа. Эти ребята создавали группы, звучание которых было более грубым, резким и нестройным, чем это было привычно для рок-музыки того периода. Этот стиль получил название «гаражный» рок. Принято считать, что такое название появилось из-за того, что эти группы репетировали в гаражах, подвалах, барах и т.п.
Среди ключевых групп направления можно назвать The Sonics, которые стали известны благодаря своим отчаянным рок-н-роллам с предельно утяжелённой гитарой и саксофоном, The Seeds, игравшие более мягкую музыку с использованием органа, а также The Standells, Kenny and the Kasuals, The Music Machine, The Knickerbockers.
Мало кто из групп, исполнявших «гаражный рок», добился широкой известности, но этот радикальный стиль в дальнейшем оказал очень сильное влияние на появление и развитие панк-рока.
1965 – это год начала новых взаимоотношений молодежи с властью. Толчком для пробуждения нового общественного сознания послужили бомбардировки территории Демократической республики Вьетнам, предпринятые американскими ВВС в феврале 1965 года, и последовавшая за этим отправка во Вьетнам американских сухопутных войск.
24 марта 1965 года началось молодежное движение против войны во Вьетнаме. В Мичиганском университете состоялся первый митинг - «тич-ин», - который длился всю ночь. В нем приняли участие более 3 000 студентов и преподавателей, которые детально проанализировали агрессивную политика Вашингтона во Вьетнаме.
Тич-ин - эта новая «специфически студенческая» форма протеста совмещала в себе черты учебного семинара, научной дискуссии и политического митинга.
15 мая 1965 года в Вашингтоне был проведен общенациональный «тич-ин». Его заседание транслировалось по телевидению и передавалось по радио. Вслед за этим прошли тич-ины более чем в 100 вузах США.
Студенты принимали участие и в традиционных формах протеста, заимствованных из средств борьбы рабочих масс США за свои права: они устраивали марши, митинги, пикетирование правительственных учреждения. В апреле 1965 года в Вашингтоне состоялся первый массовый антивоенный марш, в котором приняли участие более 25 тысяч человек. Осенью того же года демонстрации против войны во Вьетнаме прошли по всей стране.
Разумеется, рок-музыка и молодежный протест шли рука об руку. Рок-певцы Нил Янг ( Neil Young ) и Фил Оукс ( Phil OCHS) писали яростные песни протеста и рок-к онцерты становились кульминационным моментом антивоенных митингов.
Популярная фолк-певица Джоан Баэз в марте приняла участие в марше за гражданские права из Селмы до Монтгомери (штат Алабама), в августе - в демонстрации протеста у Белого дома против американского вмешательства во Вьетнаме.
В этот год, когда три альбома Джоан стали «золотыми», а сингл «There But For Fortune» был номинирован на премию «Грэмми», певица сказала в интервью журналу « Melody Maker »: «Прежде всего я считаю себя политиком. Мне нравится, когда обо мне говорят как о пацифисте. Я не возражаю, когда меня называют фолк-сингером, но музыка имеет для меня второстепенное значение. Знаю, что многих бесит мое вмешательство в политику, но с моей стороны было бы нечестно претворяться, будто я только певица...»
Правительство США пыталось бороться со сторонниками мира, используя методы манипулирования общественным мнением. Американские СМИ активно подогревали среди населения провоенные настроения и насаждали враждебное отношение к борцам за мир, которых они стремились представить как «трусов» или «иностранных агентов». Одновременно спецслужбы предпринимали превентивные меры, чтобы запугать противников войны и изолировать их от студенческой молодежи. Тем не менее массовый протест молодежи в конце концов возымел свое действие. Война во Вьетнаме породила «кризис доверия», который привел к отказу президента Л.Джонсона от повторного выдвижения своей кандидатуры на выборах 1968 году. Не смог преодолеть этого «кризиса» доверия и другой президент – Р.Никсон.
1965 год – начало движения хиппи.
Как правило, хиппи были выходцами из обеспеченных семей, но они покинули свои родовые гнезда, потому что не желали жить так, как жили их родители: молодые люди жаждали романтики и героизма, а не успешной карьеры, они искали приключений, а не комфорта в быту. Когда философии потребления победила повсеместно в Старом и Новом Свете, наиболее культурная и продвинутая часть молодёжи подняла флаг личной свободы и подлинности бытия, где личные качества индивидуума были гораздо важнее социальных связей, родственных отношений. Тогда родилась хипповая система отношений: коммуны, путешествия автостопом, сейшена, свободная любовь. Люди уходили из дома, чтобы ввести себя в состояние аутсайдера и получить необходимый экзистенциальный опыт.
Вслед за философом Теодором Адорно, который в книге «Философия современной музыки» утверждал, что современное общество — это рассадник зла, авторитаризма и потенциального фашизма, и освобождение возможно только через разрушение цивилизации, хиппи пропагандировали стремление вернуться к природной чистоте через любовь и пацифизм. Можно сказать, что л юбовь – это религия хиппи. Именно любовь они противопоставляли безумной агрессивности мира, «некрофилии мира», когда каждый готов съесть каждого, недаром один из самых известных лозунгов хиппи таков: «Make love, not war!», что значит «занимайтесь любовью, а не войной!».
Образ хиппи - длинные волосы, голубые джинсы, страсть к свободной и драйвовой музыке – стал частью имиджа человеческой цивилизации второй половины ХХ века.
С общим настроем жить по-другому связаны и большие перемены в области моды. В 1965 году произошли три важных события в мире моды, которые положили начало развитию культуры одежды последующих десятилетий.
Во-первых, молодежь впервые заявила о собственном мировоззрении и объявила о создании собственной культуры. Начало этому было положено еще во второй половине 50-х. Но о таком явлении как молодежная мода можно говорить, лишь начиная с 60-х годов. До этого времени молодые люди одевались почти так же, как их солидные родители, лишь иногда позволяя себе чуть более смелые цвета одежды.
Второе революционное событие связано с тем, что английская модельер-дизайнер Мери Квант ( Mary Quant ) создала мини-юбку. Мода на мини-юбки стала быстро распространяться по свету. Росту популярности этого стиля способствовало появление английской модели Джин Шримптон (Jean Shrimpton ) в коротком платье во время скачек в Мельбурне в 1965 году, что настоящую произвело сенсацию.
В дальнейшем популяризатором мини-юбок в мире высокой моды выступил французский модельер Андре Курреж (André Courrèges ). Его модели мини-юбок были менее обтягивающими и их носили либо с белыми сапогами в стиле Go-go , либо с гольфами. С середины 1960-х годов появились микро-юбки, едва прикрывающие интимные части тела.
По всей видимости, именно сочетание мини-юбок с полупрозрачными блузками, которые зачастую носились на голую грудь, и привело к сексуальной революции.
И, наконец, третье революционное явление в мире моды: появление нового модного образа, воплощением которого стала английская модель Твигги (настоящее имя - Лесли Хорнби). Знакомые называли Лесли попросту «stick», что переводится, как «палка», - и были совершенно правы. При росте 1,69 см мисс Хорнби весила всего сорок (!) кило и имела нереальные параметры - 80-55-80.
Худенькая девочка-тростинка с мальчишеской стрижкой и сонно-недоверчивым взглядом огромных глаз – Твигги полностью изменила представление о женской красоте. До ее появления на подиуме в мире моды царили элегантные гладкие девы с внешностью кинозвезд. С Твигги началась эра подчеркнуто худых манекенщиц. Школьницы всего мира мечтали быть похожими на нее и доводили себя диетами до полного изнеможения.
Твигги стала лицом эпохи мини и рок-н-ролла.
Еще одна из характерных черт моды середины 60-х: одежда из синтетических материалов.
Это было время, когда прогресс начал проникать во все сферы человеческой жизни, и новаторы пытались найти искусственным материалам все новое и новое применения. В 60-е годы.существовал настоящий культ синтетики и всего искусственного и названия новых материалов звучали как музыка: поливинилх-лорид, пластик, ткани с люрексом, алюминиевая фольга, винил, кримплен, нейлон, дралон, дакрон, лайкра для эластичного белья, купальников и спортивной одежды, терилен для нижнего белья, акрилан, орлон, полиэстер.
В Англии новую щегольскую манеру одеваться подхватили моды – субкультурное молодежное движение, появившееся еще в конце 50-х. Девиз модов: «умеренность и аккуратность!» Моды носят идеально сидящие костюмчики, белоснежные нейлоновые сорочки с узкими воротничками, тонкие галстуки, ботинки с узкими носами, куртки из искусственной кожи на молнии, обязательно белые носочки и аккуратные прически.
В 1965 году нейлоновые рубашки получают распространение и в СССР. В отличие от устаревшего хлопка, крепкий и модный нейлон - химическое чудо начала 60-х - казался абсолютным материалом. Рубашки из нейлона не мялись, легко стирались и, вообще, казались вечными. Самыми шикарными считалась белые нейлоновые рубашки. Типичный портрет модного молодого человека середины 60-х: темные брюки-дудочки, белая нейлоновая рубашка и зализанные к верху волосы.
В этом году в СССР вошел в моду женский брючный костюм. Однако носить брюки осуждалось обществом так же, как и публичное женское курение. Женщину в брюках, например, запросто могли не пустить в ресторан. Поэтому ношение этого костюма было сродни вызову. Исключением были прибалтийские республики, славившиеся своей лояльностью к прозападным идеям, и к женским брюкам в частности.