Спор — механика или автомат лучше — не утихает по сей день. Хотя обе коробки передач обладают своими плюсами и минусами, сейчас активно продвигается именно автоматическая коробка передач. Разберем, действительно ли стоит следовать моде, проведя небольшой сравнительный анализ этих двух технологий.
Механическая и автоматическая коробки передач
Они обе являются трансмиссиями , важнейшими узлами автомобилей, принимающими, изменяющими и передающими от мотора крутящий момент к колесам. Иначе говоря, с их помощью автомобиль может ехать на разной скорости, когда двигатель делает одни и те же обороты.
Различие заключается в необходимости ручного управления. Функция автоматической коробки — выбирать передаточное число самостоятельно, водитель не участвует в этом процессе совсем, а механическая – наоборот, требует действий человека. В целом «автомат» предназначается для тех же функций, что и «механика». Он принимает, преобразовывает и передает вращательные усилия двигателя к ведущим колесам авто. Однако устройство «автомата» по сравнению с «механикой» более сложное.
Далее по очереди посмотрим на отличия между ними.
Преимущества и недостатки механической коробки передач
Механическая коробка обладает как минимум 8 положительными характеристиками :
- хорошо экономит топливо;
- позволяет буксировать автомобиль на любое расстояние;
- имеет простое устройство, ее (как всю, так и отдельные детали) легко ремонтировать и обслуживать;
- немного весит;
- обладает высоким КПД;
- предоставляет возможность запустить двигатель, когда отсутствует аккумулятор;
- эксплуатируется в течение длительного срока;
- быстро увеличивает обороты двигателя.
«Механика» имеет 4 недостатка :
- необходимость часто ее использовать во время продолжительных поездок ведет к усталости и дискомфорту;
- если она используется неправильно и некорректно переключаются передачи, мотор может сильно перегружаться;
- новичкам сложно сориентироваться в управлении и принципе работы, появляется серьезная опасность повредить сцепление;
- переключение на другую передачу требует больше времени, чем на автоматике.
Преимуществ больше, чем недостатков, но в этом споре некоторые минусы нередко оказываются для водителей решающими.
Плюсы и минусы автоматической коробки передач
Выделяют 3 основных плюса коробок-автоматов. Оснащенные ими автомобили позволяют владельцам полностью концентрироваться на дороге, потому что отвлекаться, чтобы постоянно переключать передачи, больше нет необходимости. «Автоматы» идеальны для начинающих автолюбителей, которые с трудом осваивают «механику». Современные автошколы предусматривают прохождение обучения на авто, оборудованных автоматическими коробками передач . Однако в таком случае вождение машины, оснащенной «механикой», запретят: водительские права будут содержать соответствующую пометку.
Новичкам иногда сложно тронуться с места: когда они резко отпускают сцепление, мотор глохнет. Автомобили, оборудованные автоматическими коробками передач, отдают контроль за этим процессом электронике, значительно упрощая задачу начинающему водителю. Педаль сцепления отсутствует — исчезают дополнительные проблемы.
Классическая автоматическая коробка передач придает автомобилю плавное движение: в двигателе крутящий момент изменяется равномерно с возрастающей или снижающейся нагрузкой. Задумываться о переключении подходящего режима не нужно — это работа электроники. Современная коробка-автомат здорово выручает водителей, проходящих сложные участки, где преобладают песок, снег.
Среди минусов коробки-автомата тоже выделяют 3 пункта. Первые два — сложность условий эксплуатации и дорогое обслуживание. « Автомат » расходует топливо сильнее «механики»: разница составляет 1-2 л. Эксплуатация механической коробки не вызывает проблем (за исключением необходимости заменить сцепление, когда пробег составит 100-150 тыс. км), а автоматической, наоборот, сложна. Коробки-автоматы нуждаются в постоянном уходе. Нанести вред «автомату» легко — достаточно неправильно эксплуатировать, делать резкие старты и пробуксовки.
Машины-автоматы плохо подходят для буксировки. Выполнять ее не рекомендуют вообще. Завести такой автомобиль с разрядившейся аккумуляторной батареей при помощи «толкача» нереально. Водителям и пассажирам, застрявшим посреди грязи или снега, раскачка машины не поможет. Вытащить авто придется своими силами.
Итак, мы разобрали недостатки и преимущества механики и автомата . Теперь выясним, можно ли однозначно выделить лучший вид коробки передач.
Что лучше: механика или автомат
После разбора преимуществ и недостатков механики и автомата становится понятно, что идеального варианта, подходящего каждому без исключения водителю, не существует. Активным драйверам, отдающим предпочтение скорости и маневрам, лучше приобрести механическую коробку, а желающим комфортно ездить не только в городе, но и в загородной местности –автоматическую.
Таким образом, выбирать коробку передач следует, хорошо осознавая личные предпочтения: насколько важна динамичность, стоимость, комфортность и экономия. Рассмотрев эти параметры, прийти к правильному выбору будет гораздо проще. А как считаете вы: уйдет ли механика окончательно в прошлое?