Обычно считается, что злобные кочевники нападали на беззащитных крестьян и отнимали у них хлеб.
Но в реальной истории (как и в жизни) все сложнее.
Кочевники Хунну, как и большинство номадов мирно сосуществовали с китайскими крестьянами, обмениваясь с ними излишками производства.
Тем более, при кагане Лаошане (сын первого кагана Моде), в державе Хунну был создан эффективный государственный аппарат из беглых китайских чиновников.
Возглавлял аппарат кагана китайский чиновник Чжунсин Юэ, который привез в жены кагану китайскую принцессу, да так и остался в степи.
Именно, Чжунсин Юэ посоветовал кагану отказаться от всего китайского, что дало возможность Хунну быть экономически независимыми от Поднебесной.
Для примера, китайский чиновник заставил провести следующие испытания:
- Он заставил бежать хунну в китайской и кочевой одежде. Победил, кто был в одежде кочевника.
- Накормил одного кочевника мясом, а другого рисом. А потом заставил их сидеть в холодной воде. Конечно, больше выдержал мясоед
- Заставил работать по хозяйству женщин в китайских шелках и обычной одежде кочевницы. Та, которая была в шелках, соответственно, ничего не смогла сделать толково, так как запутывалась в своей неудобной одежде.
Убедив кагана, бывший китайский чиновник сказал:
«В одной области Китая больше людей, чем всех хунну. Китай богат, а хунну любят ткани и сладости. Император может потратить 1/10 своих богатств и подкупить хуннских воинов. Поэтому стоит отказаться от этих привозных вещей, а одеваться в овчины и есть сыр и молоко»
Каган внял китайцу, и тот стал его правой рукой. У хунну было введено умеренное налогообложение, они установили дипломатические связи с окружающими народами и была создана постоянная дружина, которая занималась только воинским делом.
После этого, к хунну начали сбегать и китайские крестьяне, которые уже устали платить огромные налоги императору. Они и раньше сбегали, что и было причиной строительства Великой Китайской стены. Но, именно при кагане Лаошане это явление стало массовым.
Китайские власти стали требовать выдать перебежчиков. Хунну не соглашались, так как китайские крестьяне были ценным ресурсом, позволявшим обеспечивать фуражом их скот в годы джута (обильных снегопадов, затруднявших доступ к подножному корму).
Тогда, китайцы стали запрещать свободную продажу Хунну хлеба и ткани. Это и стало причиной второй хунно-китайской войны 166-152 годов до нашей эры.
- В 166 до н. э. Лаошан решил, что его войско достаточно сильное и со 140 000 конницы напал на город Чаона (на север от Пинляна, Ганьсу) и Сяогуань, убил Сунь Сяогуаня военачальника области Цюн. Хунну убили много людей, ещё больше пленили и захватили имущества. Хунны подошли к городу Пинъян (южнее Цинъян, Ганьсу) и сожгли дворец Хуэй Чжуйгун и хуннские передовые отряды были замечены у дворца Ганьцюаньгун в 35 км от Чанъани. Хань Вэнь-ди спешно стягивал войска: 1 000 колесниц, 100 000 конницы, и три пехотных корпуса разместил в областях Шанцзюнь, Бэйди, Лунси. Шаньюй быстро отступил и не потерял ни одного воина, весь поход длился месяц - Википедия
После такого удачного набега, хунну стали нападать все чаще. А удачными эти набеги были, потому что их поддерживали китайские крестьяне. Крестьяне видели врагов в своих же китайских солдатах, так как именно они подавляли их бунты.
Таким образом, можно считать схожими ситуацию в приграничных округах Китая с ситуацией, которая была в степном приграничье Российского государства и привела к созданию казачества. А Хунну в этой ситуации были не захватчиками, а наоборот освободителями. Ведь они боролись за то, чтобы китайские крестьяне и кочевники могли свободно обмениваться излишками своего труда.
Статьи из цикла про Хунну:
1. О том, как Хунну, стали гегемонами Монголии, в начале II века до нашей эры