Найти в Дзене

Человек важнее слова. О книге Фриды Вигдоровой "Право записывать"

Я познакомилась с её творчеством случайно. В один из воскресных дней гуляла на Олимпийском, который вот уже несколько лет закрыт на реконструкцию, и вдруг на полке увидела книгу: "Мой класс". Об авторе я мало что знала: вроде, именно она защищала Бродского на суде... Но название книги зацепило. Тогда, да и сейчас тоже, я обожала произведения об учителях, поэтому и схватилась за книгу. Купила её и прочитала залпом. Так началось моё знакомство с Фридой Вигдоровой. Потом были другие, не менее интересные и пронзительные, её книги "Девочки. Дневник матери", "Дорога в жизнь", "Черниговка", "Любимая улица", "Семейное счастье"... Чем больше читала, тем больше влюблялась в автора. Это были простые и точно описанные истории из жизни реальных людей, в которых чувствовалось соучастие Фриды Абрамовны. И в первую очередь она представала предо мной Учителем, мерилом того, как надо жить. Как-то я услышала о том, что выходит книга Вигдоровой "Право записывать". Я долго искала её в книжных магазинах,
Фрида Вигдорова. Фото взято из интернета
Фрида Вигдорова. Фото взято из интернета

Я познакомилась с её творчеством случайно. В один из воскресных дней гуляла на Олимпийском, который вот уже несколько лет закрыт на реконструкцию, и вдруг на полке увидела книгу: "Мой класс". Об авторе я мало что знала: вроде, именно она защищала Бродского на суде... Но название книги зацепило. Тогда, да и сейчас тоже, я обожала произведения об учителях, поэтому и схватилась за книгу. Купила её и прочитала залпом. Так началось моё знакомство с Фридой Вигдоровой.

Мой класс. Фрида Вигдорова. Картинка из интернета
Мой класс. Фрида Вигдорова. Картинка из интернета

Потом были другие, не менее интересные и пронзительные, её книги "Девочки. Дневник матери", "Дорога в жизнь", "Черниговка", "Любимая улица", "Семейное счастье"...

Чем больше читала, тем больше влюблялась в автора. Это были простые и точно описанные истории из жизни реальных людей, в которых чувствовалось соучастие Фриды Абрамовны. И в первую очередь она представала предо мной Учителем, мерилом того, как надо жить.

Как-то я услышала о том, что выходит книга Вигдоровой "Право записывать". Я долго искала её в книжных магазинах, но не находила. Почти отчаялась, но вот подруга подарила мне эту книгу!

Я так хотела начать её читать... но времени не было абсолютно. И тогда на этом канале я дала обещание читать книги, находить на них время во что бы то ни стало и писать о них. Это мотивировало меня. Я стала читать в транспорте, боясь, что укачает. Всегда укачивало, а в этот раз - нет!

Фото взято из интернета
Фото взято из интернета

Книга состояла не только из публицистических работ Фриды Вигдоровой, записи знаменитого судилища, но и статей и заметок о самой Фриде её современников. В этой же книге опубликованы "Журналистские" и "Депутатские" блокноты Фриды Вигдоровой, которые захватывают и не отпускают, заставляют думать, размышлять, действовать.

Картинка из интернета
Картинка из интернета

В какой-то момент пришло озарение: этой писательнице почти не важно, выйдет ли книга или статья в первоначальном виде, главное, чтобы она просто вышла, вышла без искажения смысла, пусть даже некоторые слова потеряются. Об этом был вечный спор Фриды с Лидией Чуковской, который позволю здесь привести:

– Как вы могли согласиться? Ведь я наизусть помню: в подлиннике этот диалог у вас гораздо сильнее! И томное мурлыканье кассирши, требующей «подробностей», и дремучая глупость этого дубины, физкультурника, который сам себя именует «товарищ» – «я здесь новый товарищ» – всё это померкло, прилизано, причёсано. Как вы могли согласиться?
– Но что же мне было делать? – устало спрашивала Фрида. – Им это не по нутру. Как раз то, что дорого нам с вами.
– Что делать? – переспрашивала я. – Немедленно брать статью обратно. Уносить домой и класть в ящик. Вот что делать! Ведь это вредительство: найти слово – всё равно где, в собственном воображении, в памяти или в чужой речи, – найти точное слово и допустить, чтобы на ваших глазах сделали его приблизительным!
– Но человек-то важнее слова, – говорила мне Фрида. – Ведь статью-то я написала в защиту учительницы. Ну, унесла бы я статью домой – ну и выгнали бы учительницу с волчьим паспортом… Чтобы выручить человека из беды, стоит поступиться словечком".
Лидия Чуковская "Памяти Фриды", глава 3 - "Мысль мыслей"

Человек важнее слова. И до последнего дня своей жизни Фрида Вигдорова боролась за людей: за учительницу, которую несправедливо обвинили в совращении малолетнего, за мальчишку, оступившегося и попавшего в колонию, за тех, кто нуждался в жилье. И не просто писала, ссылаясь на слова очевидцев, а сама шла и боролась. Билась на заседаниях за каждого жителя района, в котором была депутатом. Выручала из беды коллег и учеников, предоставляя им жильё, работу, доказывая их честность и добропорядочность. Ехала в глушь на поезде, автобусе, дрезине, чтобы самой разобраться, понять подростка, которого будет защищать в статье. А потом писала, по памяти.

Фото взято из интернета
Фото взято из интернета

Перед нами зарисовки - чёткие, точные, без лишней воды и описаний. Но всё понятно, возникает ощущение, что ты там, внутри, ты сопереживаешь людям, о которых пишет Фрида, рискуя собой, своим благополучием.

Перед самой смертью, за то, что посмела заступиться за Бродского, её хотели исключить из Союза писателей, но не исключили. Она тогда уже была тяжело больна. Друзья предлагали ей уехать, пока всё не уладится, но она ответила: "Я не заяц, я не побегу".

И вот на страницах одна за другой мелькают судьбы людей, за которых боролась писательница, журналист, Учитель.

Книга действительно достойна прочтения, как и все произведения Фриды Вигдоровой, написанные простым языком, но бьющие точно в цель.

Статьи по теме: "Книжная полка. Девочки. Дневник матери"

Книги о школе

Понравилась статья? Планируете ли читать книгу "Право записывать"? Пишите в комментариях, а также ставьте класс и подписывайтесь на канал - мне будет приятно :)