Найти тему
КАМЕРТОНИК

Человек и земля

Вообще-то, если послушать людей, как они собираются или мечтают по-новому перестроить личную жизнь, то история Дуси и Якова – не будет оригинальной. Сегодня подобных историй немало. Но я знаю именно эту. Значит, и расскажу о ней.

Началась она в далёкие советские времена. Двое встретились, поженились, родили двоих детей. Оба работали. На износ. Тогда по-другому не получалось.

Дуся – продавец в универмаге - весь день на ногах. А вечером – дом, дети, стирки, готовки, уроки, бесконечное колесо, не способное притормозиться. И даже, когда выпадали праздники, они проходили в духе времени и молдавской традиции - родня, друзья, гости, широкое застолье, голубцы, пироги, торты, на которые Дуся была большой мастерицей. Ну, и в финале – горы грязной посуды и гудящие ноги…

У Якова – было ещё горячей. Преданный партии и народу, вечно его, помимо служебных дел, избирали и назначали, и даже родные дети в нём ощущали скорее не папу, а страстного идеолога светлого завтра. Светлое завтра – было его мечтой.

А, когда день за днём крутишься в нескончаемой круговерти неизбежных дел и забот, жизнь пролетает птицей. Нет ни времени, ни привычки остановиться, подумать о чём-то таком, что терпеливо ждёт человека за порогом его каждодневности.

Но жизнь не любит стоять на месте.

Грянули грозные девяностые, развалился Советский Союз, вместо светлого завтра настало реальное: бесконечное государственное переустройство, сегодня идём направо, завтра – налево, экономическая разруха. Грабёж народного достояния. А сам народ становится беззащитным. Дуся и Яков оказались один на один со своим одиночеством, жидкой пенсией и болячками. Оба впали в депрессию и таяли на глазах.

Дети забили тревогу: надо-надо что-то делать с собой, что-то менять, искать…

Но что делать и что искать – неясно.

От простых разговоров про надо, начали возникать проекты. Сначала один смешнее другого. Смеялись, спорили, думали. И всё чаще в этом семейном парламенте возникало слово – земля.

Земля Молдовы
Земля Молдовы

Но что такое земля для человека города?

Правда, Дуся из крестьянской семьи и даже успела понюхать колхозного счастья. Но всё это было, как говорится, давно и неправдой…

Короче.

Правда-неправда, судили-рядили-спорили. И всё закончилось тем, что продали городскую квартиру, дети добавили из своих сбережений, купили домик в ближайшем селе под Кишинёвом. Дуся с Яковом начали жить на земле.

Дуся с Яковом в сельском доме
Дуся с Яковом в сельском доме

А земля, как известно, - это земля.

Она заскучать не даст.

И дело не просто в том, что на ней работы – невпроворот. Земля втягивает в себя. Между ею и человеком возникает живая связь. И уже с зимы в их сельском доме начинаются разговоры о семенах, рассаде, грядках, дорожках… В душе Дуси и Якова проснулось по агроному. И, как оно и бывает между мужчиной и женщиной, у каждого агронома своя агрокультура. И, если Яков считает, что землю вокруг высаженного лука и чеснока надо притоптывать, то Дуся скажет наоборот – разрыхлить. И, чтоб там Яков ни сделал, Дуся перепроверит. А то и подправит. Потому что мужчина, по её мнению, так бережно-аккуратно, как это надо, ни одну работу не сделает.

Но. Несмотря на всякие разногласия, в конце концов у них всё получилось, как надо. Обзавелись всякой живностью-курами, вырастили на своей земле сочные, красные помидоры и прочие овощи, и пахучую зелень. Да и всё остальное – картошка, яйца. вино – всё у них свежее, вкусное, настоящее. Приедут дети и внуки, Дуся накроет стол, и они всей семьёй насладятся едой и своим вином, поговорят, посмеются, ощущая, как хорошо и прекрасно - жить на земле!

Но Дусе, конечно, жаль, что её годы уже не те и ноги не те. А сколько вокруг работы! И как хочется всю её переделать! И часто-часто, приткнувшись к ореху, своему ровеснику, она думает, как нелепо сложилось, что лучшие годы жизни ушли на какой-то универмаг, а не на этот клочок земли, на котором она бы своими руками, не знающими усталости, могла бы выстроить рай.

Приткнувшись к ореху-ровеснику, Дуся думает...
Приткнувшись к ореху-ровеснику, Дуся думает...

А вот Яков на сожаления время не тратит.

Он и здесь нашёл тех, кто живёт не хлебом единым. Стал захаживать в церковь, подружился с батюшкой, почитывает великую книгу Библию, ведут бесконечные разговоры о рае, зле и добре, о душе…

Яков добро понимает конкретно. Подарит одежду неимущему человеку, от души угостит соседа вином и плациндой, щедро помянет родителей. И, если кошка Гаврюшка родила четверых, то топить котят не посмеет, и в доме, к ужасу Дуси, пять кошек Гаврюшек. А восемь щенят собаки Ады – Яков кормит необходимыми минералами и по часам. Пусть и животные чувствуют, что добра в мире Создателя много, его хватит на всех…

Добра хватит на всех...
Добра хватит на всех...

А когда за каким-нибудь делом у него выпадает время подумать, то конечно, думы бывают разные, все в один присест не передумаешь.

Вино надо проверить на вкус...
Вино надо проверить на вкус...

Якова, например, удивляет земля. Она заражает своей широтой и мощью. И вот, вроде, годы идут, а земля не даёт состариться, и каждой весной вместе с природой становишься, вроде, моложе себя.

Но, конечно, главная мысль его – о душе. О том, как жить человеку, чтоб всё-таки жить не столько для удовольствия тела, а – для радости духа…

И, наверное, самая лучшая жизнь, думает он, это такая жизнь, когда строишь не светлое будущее, а – светлое настоящее…