От автора: Теоретическая часть верифицирована четырьмя научными специалистами по теме.
При обсуждении предмета принято разделять два понятия: «постмодерн» и «постмодернизм». Если первое используется для описания объективных общественных процессов, то второе - для их выражения в культурных явлениях. Для простоты мы не будем чётко разграничивать данные понятия, так что не пугайтесь паронимии в тексте.
Постмодернизм непонятный и ужасный
Что это за зверь такой?
Что такое постмодернизм? Искусствоведы, философы, филологи дают разные ответы на этот вопрос, поскольку постмодернистская культура - феномен многоликий и не имеющий чёткой идеологической платформы.
Постмодернизм: пост (после) + модернизм (от лат. modernus - «современный, недавний»), т.е. постсовременный.
Постмодернизм – это широкое культурное явление, которое включает в себя философию, искусство, психологию и даже науки (постмодернистская геометрия, например). Постмодернизм является новейшей культурно-философской концепцией (хотя некоторые постмодернисты не признают концепций), которую часто отождествляют с современной эпохой.
Постмодерн пришёл на смену «модерну» (модерн – «новый»; Новая история сменилась Новейшей). Если в эпоху Нового времени (модерна) для многих философов была характерна вера в разум, прогресс, силу человека и его разума (в плане созидательности), то в эпоху постмодерна наступает разочарования в этих прежних ценностях.
Разум оказался не всесилен. Более того, разум может порождать страшные вещи (атомная бомба, например). Прогресс также не несет в себе исключительного блага, что видно на примере истории XX века (мировые войны и др. проблемы).
В Средние века центром мировоззрения был Бог, в Новое время – человек, в эпоху постмодерна – уже и не Бог ("смерть Бога"), и не человек ("смерть субъекта"). Современные люди сами решают, во что верить и верить ли вообще. Общество и человек как будто сами конструируют для себя свою реальность (так в эпоху постмодерна формируется такое философское направление как конструктивизм).
613x305
1920x1080
Поэтому
постмодерн не представляет из себя какой-то единой цельной философской системы. Он представляет из себя скорее некую «разочарованность» в предыдущих ценностях
. Содержание оформившегося постмодернистского мировоззрения является по преимуществу критическим и негативным, оно не столько создаёт "новое знание", сколько сеет сомнения в правомочности "старого знания". Реальность вокруг нас становится ничем, отрицается объективная истина, история представляется хаосом совершенно случайных событий, происходит «деконструкция человека как субъекта» (субъект - деятель, в данном контексте "созидателя").
Постмодернистское отрицание многие исследователи обосновывают как реакцию на крах ценностей модернизма (оптимистическая вера в прогресс человеческого разума и в возможность построения при помощи рационального знания нового, лучшего мира) в результате того, к чему эти ценности привели - Второй мировой войне, ядерным бомбам и тотальному контролю государства над общество и индивидом. Эта реакция подобна разочарованию в идеях Просвещения с культом Разума ("Ум подготавливает счастье..." Гальвеций) и общественного служения и долга, приведших к кровавой Великой Французской революции на рубеже XVIII-XIX вв. и наступлению новым мировоззренческой и художественной системам - Идеализму и Романтизму с его культом индивидуальности и самовыражения. Только разочарование людей XX в. носит тотальный характер. Если после Гильотины можно убедить себя, что так было нужно, может быть и не для общественного блага, но для блага личного и своих соображений, то оправдать холокост и тотальное уничтожение заметной части человечества...
Откуда у него ноги растут?
Термин «постмодернизм» стал широко применяться с 1979 г. после выхода в свет книги французского философа Жана Франсуа Лиотара «Постмодернистское состояние». Среди писателей его впервые применил в 1971 г. американский исследователь ИхабХасан. Он же и придал ему современный смысл.
Своим возникновением постмодернизм обязан модерну с его культом рационального знания и технических преобразований, уверенностью в поступательном развитии общества и бесконечном прогрессе человечества, эволюционирующей в сторону большей эффективности и целесообразности, приспособляемости к меняющимся условиям жизни.
Однако к рубежу 1970-х гг. экологические проблемы, экономический застой, кризисные состояния в культуре породили ощущение «конца истории» (Фуко), которая больше не идёт вперёд, «конца социальности» (Бодрийяр), тупика технократии и даже об исчерпанности сциентизма (идеи, что "наука - абсолютное благо для человека").
На смену модернистским представлениям пришло новое мироощущение, которое выступило против оптимистической веры в безграничные возможности науки и техники, положительные перспективы развития мира.
В наиболее концентрированном виде постмодернистское видение мира формируется в постмодернистской философии. Импульс этому направлению задал Ф. Ницше, продолжателями его стали классики постмодернизма: Р. Барт, М. Бланшо, Ж. Бордийяр, Дж. Ваттимо, П. Вирилио, В. Вельш, Ж. Делез, Ф. Гваттари, М. Фуко и др.
Существуют различные варианты понимания культуры постмодернизма – от видения постмодернизма как фазы эволюции и углубления модернизма до противопоставления постмодернизма модернизму.
Несмотря на различные версии понимания постмодернизма, для нового мироощущения стали характерны: восприятие мира как хаоса; понимание мира как множественного и плюралистического явления; отрицание однонаправленной заданности; признание идеи многовариантности развития.
Постмодерн проявил себя во многих сферах, а не только в философии: в литературе, искусстве, кино и т.п.
Согласно прогнозам "футурологов" (современных предсказателей), постмодернизм – последняя стадия развития культуры. Но к таким "предсказаниям" я бы относился со скепсисом.
Философское корневище
По мнению многих исследователей, для постмодернизма характерно нарочитое разрушение традиционных представлений о целостности, стройности, законченности эстетических систем, размывание всех стабильных эстетических категорий, отказ от табу и границ. Тем самым не может идти речи о создании - с формальной точки зрения - некоего свода правил организации постмодернистского произведения. И все-таки попытки выделить основные признаки постмодернизма предпринимались исследователями не раз.
Важной составляющей философии постмодернизма являются конструктивизм и "эпистемологический релятивизм" (относительность познания). Это означает наличие в философии постмодернизма следующих ключевых «установок»:
- "Постмодернистская чувствительность" - видение мира хаосом. Нет никакой иерархии, упорядоченности, логичности, стройности мира. "Мы живём без специальных разметок и изначальных координат, в мириадах затерянных событий" (Фуко). Чтобы понять, как это выражается в искусстве, и в частности в аниме, то стоит вспомнить серию Дюрарара!!: нет главного героя, нет основной сюжетной линии, повествование гонит, словно пьяный водитель, делая остановки на заправке, и любя подрифтовать на особо крутых поворотах, простейшая и скучная фабула задыхается в перекручивании сюжетными узлами и т.п.
- Так называемый реальный мир по сути иллюзорен (состоит из "симулякров" по Бодрияру). "Постмодернистская мысль пришла к заключению, что всё, принимаемое за действительность, на самом деле не что иное, как представление о ней, зависящее к тому же от точки зрения, которую выбирает читатель" ."Мы живем в эпоху симуляций" - пишет Бодрийяр, - подобно тому, как отчасти показано в художественном фильме "Матрица" или аниме "Эксперименты Лейн". Он пришёл к выводу, что вместо производства, над обществом доминирует средства массовой информации, кибернетические модели и вычислительные системы, компьютеры и индустрия развлечений (массовая культура, где главное - мода и реклама) - их текстовые репрезентации. Все это приводит к некому знаковому взрыву - не к господству производства, а к господству знаков (информации) производства. Из-за этого современному человеку сложно ориентироваться в обществе, так как ему становится трудным отличать реальность от тех вещей, которые симулирует реальность (симулякров). Именно про это создаёт свои аниме Сатоси Кон: Агент паранойи, Идеальная грусть и Паприка. В первых двух произведениях протогонистка и антогонист (условно) - жертвы тех самых симулякров - выпадают из реальности.
- Истина не может быть познана и объяснена однозначно. Она многогранна. (тот самый эпистемологический релятивизм)
- Внешний мир не дан нам изначально. Мы сами конструируем его в той или иной степени. (субьектив - мир, что вижу я, не тот, что видишь ты)
- 1920x1080
- Из предыдущего утверждения исходит также и тот вывод, что «конструкций» реальности может быть неограниченное количество и все они равноправны между собой (гиперреальность), нет более реальной, более истинной, более объективной конструкции.
- А следовательно и человек не познаёт мир, а всего лишь интерпретирует его.
- "конец философии" (Хайдеггер). В старом значении слово "конец" - это также и "место". "Конец философии" - это место, в котором вся её история собрана в её предельной возможности. Например, на протяжении всей истории философии мышление Платона всё в новых вариациях остается определяющим. Метафизика - это платонизм. Ницше характеризует свою философию как перевёрнутый платонизм. С переворачиванием метафизики, осуществленным ещё К. Марксом, достигается крайняя возможность философии. И таким образом, сколько бы не предпринималось попыток философского мышления, они останутся лишь эпигонскими "ренессансами" и их разновидностями. Сам же "конец философии" по Хайдеггеру начался, когда из философии выделились самостоятельные науки, а закончился с прекращением этого процесса. После этого философия уподобилась абстрактному и нецелесообразному думанию.
Таким образом, создавая новую основу для философии, теоретики постмодернизма изначально исходили из задачи полного отказа от прежних культурфилософских установок. И, прежде всего, это отказ от истины ("не существует абсолютной истины, истина определяется только в процессе становления и преодоления самой себя"). Вместо истины постмодернизм провозглашает "
след" или "ареал истинности", и как следствие этого неприятие категории "сущность", вместо которой вводится понятие - "Игра Случая".
Главным понятием в философии постмодернизма, становится понятие - "анархии"и "иронии". В искусстве же доминирует пастиш и пародия, как умелая переработка текстов прошлого. Да и само понятие текста подвергается глобальному переосмыслению. Текст теперь не отображение реальности, а метод конструирования новой - "гипервиртуальности" (концепция "весь мир - это Текст").
Для справки: Гносеология - теория познания (границы познания, что такое истина? и т.п.); Релятивизм - "всё относительно".
Таким образом, "Постмодернистская мысль пришла к заключению, что всё, принимаемое за действительность, на самом деле не что иное, как представление о ней, зависящее к тому же от точки зрения, которую выбирает читатель". Иными словами, реальность окончательно не обнаружена (ибо иллюзорна) Мы сами конструируем его в той или иной степени. И таких «конструкций» реальности может быть неограниченное количество и все они равноправны между собой, нет более реальной, более истинной конструкции. А следовательно и человек не познаёт мир, а всего лишь интерпретирует его. Следовательно, истины не существует и всё относительно (релятивизм). Истина в понятии постмодернистской культуры - «просто слово, важнее при этом не значение этого слова, но его смысл, его этимология». Постмодернизму свойственно «мистифицированное видение» действительности: мир - пристань хаоса, в нём превалируют псевдоценности, артефакты массовой культуры. Жизнь стерильна, личность подвергнута опустошению.
Интересно отметить, что подобный нигилизм (тотальное отрицание) постмодернизма чем-то напоминает восточную философию, дзен-буддизм, например. На Востоке еще за 1000 лет до постмодернистов провозглашался подобный релятивизм и неоднозначность истины. Однако, если Запад оказался «разочарованным», то Восток наоборот – поистине наслаждается идеей многогранности и непостижимости истины в знаках, словах (особенно, иероглифах), образах.