Найти тему

Возникновение римского стоицизма

Возникновение римского стоицизма связано с именем полководца, государственного деятеля и известного в те времена интеллектуала Сципиона Африканского Младшего. Он известен, прежде всего, тем, что именно под его началом римские легионы захватили и разрушили Карфаген. Были в биографии этого человека и другие победы во славу Рима. А кроме того, Сципион сплотил вокруг себя эллинофильский кружок римских аристократов, который оказал огромное влияние на культурное развитие римского общества.

Более тридцати лет в этот кружок привлекались греческие литераторы, учёные и философы разных направлений, знакомившие римлян с эллинской культурой. Многие римские нобили, вместо того чтобы предаваться обычным среди соотечественников вульгарным развлечениям, учились в кружке Сципиона литературе, философии и ораторскому искусству. В итоге, значительная часть видных политических деятелей Рима 140-х годов до н.э. прошла через этот просветительский кружок.

Одним из приглашённых в дом Сципиона философов был стоик Панетий Родосский, с которого и началось приобщение римлян к стоической философии. Однако, без реформы учения это получалось плохо, и Панетий изменил его так, чтобы оно стало понятным и привлекательным для римлян. Это была самая смелая реформа стоической философии с момента её основания, так что Панетий стал не просто основателем римского стоицизма, но и первым представителем следующего этапа развития этой философии — Средней Стои. После смерти Сципиона в 129 году до н.э. Панетий перебрался в Афины и возглавил там стоическую школу.

Что же такого добавил Панетий в стоическую теорию? Практические добродетели. Дело в том, что римлянам был непонятен никакой другой этический идеал, кроме идеала достойного гражданина Римской республики. Этот идеал предполагал постоянную военную и политическую активность. Теорией римляне занимались только тогда, когда это не мешало им заниматься практикой, и классический образ апатичного стоика мудреца не внушал им почтения. Панетию пришлось уступить такому менталитету своих учеников и наделить стоического мудреца качествами римского "доблестного мужа".

В классическое для стоицизма деление людей на мудрецов и глупцов Панетий добавил новую категорию — стремящихся к мудрости. Помимо добродетельных и порочных деяний появилось понятие надлежащих поступков, которые обязаны совершать все люди включая и мудрецов, и стремящихся к мудрости. Эти надлежащие поступки стали трактоваться как должное в традиционной римской морали. Таким образом стоицизм стал гораздо более рациональной философией, чем был изначально, и именно в таком виде его и принимают современные стоики.

Понятно, что Панетий заложил лишь теоретический фундамент римского стоицизма, на котором в последующем и было воздвигнуто дошедшее до нас философское направление трудами Цицерона, Сенеки, Эпиктета, Марка Аврелия и др. То, что в итоге получилось, восхищает своей нравственной красотой и практичностью.

Панетий Родосский, средневековая миниатюра.
Панетий Родосский, средневековая миниатюра.

#историческое #древний рим #история #стоицизм #история рима