Приветствую вас на моем канале! Сегодня пойдет речь о, как не сложно догадаться, навесном оборудовании велосипеда. Паста получилась длинной (больше картинок начиная с середины статьи), но довольно полезной для новичков в мире велосипедизма.
АХТУНГ! В первой части статьи очень много зла и хейта, если вы пацефист, глист, веган, сферическая кормящая лошадь или вакуумный ребенок - пролистайте до места, где начнутся картинки, иначе - при прочтении первой части статьи есть большой риск словить нехилый баттхерт (по-русски - попаболь).
Но прежде, чем мы начнем, нужно привести некоторый словарик:
Типы велосипедистов:
- Веломаньяк - человек, порабощенный тягой к все новым апгрейдам своего велосипеда (как правило, подобные персонажи - завсегдатаи велофорумов, не считающие, что велосипед может не так хорошо катить из-за их больших масс, но борющиеся с каждым лишним граммом в детали велика, вплоть до совсем абсурдного - облегченный вынос руля на 15гр при разнице в цене ~5-7к ₽, как вам?)
- Старушко-болонко-ребенкодав (сокращенно - старушкодав, по причине большего количества дтп, связанных со старушками и велосипедистами) - человек, который в великой системе классификации Всего и Вся вышеупомянутых веломаньяков, либо же просто супер-шпротсменов даже не считается за велосипедиста - катается по обочинам, аккуратно, зачастую (обожемой©) на пешеходном переходе слезает с велосипеда (на самом деле, это вполне обычные велосипедисты, наименее агрессивные (кроме отдельных подвидов, об этом - далее) на дороге, старающиеся соблюдать правила ПДД и обычно использующие велосипед по прямому назначению, в качестве транспортного средства)
- Агрессивные старушкодавы - то же самое, что и классические старушкодавы, но в свою очередь не уважающие пешеходов (обычно нарушают правила ПДД, кстати, именно из-за этой малой категории старушкодавов, простые велосипедисты получили такое прозвище)
- Агрошкольники велосипедомозглые (от слов "агрессивные школьники") - ребенки, чуть более "продвинутые" (не путать со словом "подвинутые") в велосипедном мастерстве, чем совсем новички (которые неделей ранее только краем уха слышали о велосипедах, да и то - не придавали этому особого значения). Обычно такие участники тротуарного (не путать с "траурного") движения мало чем отличаются от агрессивных старушкодавов - разве что большей наглостью и меньшей силой (если что, им будет сложнее дать вам сдачи). Но это, хотя бы, дети, остается небольшая надежда на то, что с возрастом они не превратятся в агрессивных старушкодавов (если, конечно, при своем стиле катания не убьются раньше времени)
- Велотуристы - в основном, неплохие ребята, вроде бы (кроме агро-групп) их уважают все. Принято считать, что велотуристу просто в кайф ехать куда-то, вкручивая педали - любоваться видами, погодой и т.п. Однако, некоторые велотуристы становятся такими только после пары-тройки вынужденных поездок (только с целью доехать до места назначения),
- "Лоси-шоссеры" - как следует из названия, это спортсмены, занимающиеся непосредственно шоссейным или трековым спротом. Самые настоящие
велофашистывелофетишисты, считающие себя высшей кастой (хотя действительно прошаренные ребята, в основном, уважают райдеров других стилей, но, естественно, профессиональных, простой плебс не уважает никто из шоссеров, кроме лохо-плебса, которые по ошибке купили себе шоссер чтоб гонять 60 км/ч по проселочной дороге в деревне). Однако, надо отметить, что борьба за граммы в шоссейной/трековой дисциплине не лишена смысла, так как на больших скоростях профессиональные спортсмены будут показывать результаты, прямо зависящие от надежности, легкости велосипеда, а также (самое главное) - аэродинамических показателей. - Простые любители погонять везде (кросскантри, легкий лес, немного - город) - люди, принадлежащие к одному из самых крупных в России типов велосипедистов (из-за качества дорог почти везде, особенно - в регионах). Катают обычно на MTB, кто-то (паркокаталы) - иногда даже на гибридах - велосипедах с более легкой и чуть менее надежной рамой и более маленькими колесами 700с с куда более лысой покрышкой на колесе - для лучшего наката на асфальте
- Другие - дети, курьеры и прочая нечисть, про которых писать что-то бессмысленно в силу того, что либо все о них и так уже знают, либо никогда в своей жизни их не встретят
Основные типы велосипедов:
- Складные велосипеды - велосипеды со складной рамой, иногда - даже со складным рулем
- Велосипеды с жесткой рамой, простые ригиды (см. статью по выбору велосипеда до 15000)
- Горные велосипеды (MTB хардтейлы) - велосипеды с амортизирующей вилкой и жесткой рамой
- Двухподвесы (например, для DownHill - сокращенно, ДХ) - велосипеды с амортизирующей вилкой и задним амортизатором (он соединяет передний и задний треугольники рамы - удобно при скоростном спуске по сложному рельефу (по горе)
- Шоссейные велосипеды (шоссеры) - супер-легкие велосипеды с тонкими колесами, рулем - "бараном" и невозможностью выезда на обочину, только по асфальту - иначе, падают
- Гибриды - странная категория велосипедов, облегченная рама и колеса - что-то среднее между найнером (мтб 29") и шоссейником, но с амортизационной вилкой, всем другим навесным оборудованием от горного велосипеда
- Детские (микро-велосипеды)
- Грузовые - трехколесные монстры
- Электровелы (те же мопеды, но на электротяге и выглядящие круче)
Основные навесные элементы:
- Кареточный узел (каретка) - та штука, что вставляется в нижнее цилиндрическое отверстие (кусок трубы) для свободного прокручивания педалей (и шатунов)
- Шатуны ( палки, которые соединяют каретку и педали)
- Педали - топталки и контакты (топталки знают все, а контакты - застегивающаяся штуковина, позволяет крутить педали еще и вверх, но стоит прилично, и для них нужны специальные ботинки (если не хотите травм ступней))
- Переключатель - передний, задний (надеюсь, тут всем все и так понятно)
- Успокоитель цепи (иногда используется - например в ДХ, из названия можно понять, что служит эта штука для того, чтобы цепь сильно не раскачивалась и не спадала с передачи/звезды вовсе)
Цепь - просто велосипедная цепь, соединяет ведущую и ведомую звезды в данном положении
- "Система" - набор передних звезд
- Звезда "неспадайка", NW, Narrow-Wide - как следует из названия, это звезда с чередованием тонких и толстых зубов - нужна для систем с одной звездой спереди, собой заменяет систему (классическая звезда + успокоитель)
- Кассета/трещотка - набор звездочек разного размера на заднем колесе многоскоростного велосипеда (кассета = хорошо, трещотка = плохо, т.к. трещит (логично) и ломается часто)
- Манетки - (не мОнетки) - штуки, которые управляют переключателями скоростей - вы нажимете на кнопочку или крутите барабан, а эта штука необходимым образом подтягивает тросик, тем самым изменяя положение переключателя, а значит - цепи)
- Тормозные рычаги - штуки на руле, нажимая которые можно тормозить велосипед
- Передний, задний тормоза - во всем их многообразии: V-Brake - устаревший тип тормозов - зависит от погоды и ровности обод колеса (торможение происходит за счет прижатия томозных колодок к ободу колеса велосипеда) Дисковые тормоза (сам механизм - калиппер) - лишены недостатков V-brake и иже с ними. Бывают гидравлические - работающие по принципу поршня (лучшие) и механические - работающие посредством натяжения тросика (тоже приемлемые) Передний тормоз обычно сильнее заднего, старайтесь натренировать технику торможения до уровня рефлексов - это одна из самых важных техник управления велосипедом
- Тормозные роторы - на 1 и 2 фото понятно, что это такое
- Тормозные колодки - специальные пластины из специального материала для хорошего сцепления с тормозными роторами/ободом колеса
- Вилка - штука, которая продевается штырем через рулевую колонку (бывают воздушные, воздушно-масляные. пружинно-масляные, пружинно-эластомерные, ригидные (из карбона, алюминия, хромоля, магниевого сплава, стали) - все, что в скобках - расположено в порядке убывания крутизны
- Рулевая колонка - штука, которая держит вилку, чтобы та не раскачивалась в плоскости прямого сечения колонки
- Рама - штука, на которой крепится вся остальная навеска велосипеда
- Задний амортизатор - на велосипедах ДХ соединяет через шатуны или напрямую (лучше через шатуны) задний и передний треугольники рамы
- Подседельный штырь - палка, которая держит седло, чтобы оно не смещалось относительно рамы
- Седло - жердочка, на которой вы сидите, пока катите на велосипеде
- Пром. подшипники (закрытого типа) - крутая тема, подшипники с корпусом и пыльниками
- Втулки - общее название того, с чем через спицы соединяется обод колеса велосипеда
- Динамо-втулка - втулка, крутя которую вы еще и вырабатываете электричество - полезная штука для велотуристов
- Планетарная втулка - интересная система передач, работающая по принципу АКПП автомобиля, устанавливается вместо стандартной втулки на заднее колесо, не нужна кассета, передний переключатель - все управляется через манетку. Можно переключаться, стоя на месте ( с обычным переклюком можно переключаться только в равномерном вкручивании педалей (не агрессивном) )
- Спицы (палки, соединяющие обод колеса и втулки, не применяются в колесах на литых дисках, имхо литые диски хуже - сложно поменять/починить втулку)
- Обода (толстые загнутые по окружности замкнутые профили с пазом П (или около того), двойные обода - намного круче, надежнее, на одинарных, например, нельзя прыгать, а на двойных можно)
- Камеры - резиновые надувные торообразные (бублики) толстые шарики с сосками - владельцы советских ВАЗов поймут, что это
- Соски - просторечное название системы накачки камеры, закачки давления в безкамерную покрышку - с ниппелем
- Покрышки - велосипедные шины
- Бескамерные системы колес - мягкая подошва для обода и (в лучшем случае - двойная, в худшем - одинарная) камера, сосок
- Тросики - металлические тросики, идут внутри рубашек, нужны для переключения передач ил для механических тормозов
- Рубашки - пластко-резиновые накладки (трубки), внутри которых идут тросики
- Гидролинии - если вы знаете, что такое тормозные шланги в автомобиле - вам будет просто понять, что это такое. По большому счету, это жесткие трубки (они все же могут немного гнуться), в которых налито минеральное масло или что-то на подобии этого, можно представить это как сосуд с поршнями, которыми туда-сюда гоняется жидкость для передачи давления с ручки тормоза на калиппер гидравлического тормоза
- Эксцентрики - система крепления колеса к раме/вилке для быстрого съема, с зажимным механизмом, имхо удобнее, чем просто колеса на гайках, хотя и грабителю проще снять такие колеса, так что выбор за вами
Два бренда велосипедного оборудования (трансмиссий), Shimano и Sram:
1. Групсеты (наборы компонентов трансмиссии) Shimano для MTB:
1.1 Tourney
Не рекомендуется использовать нигде, кроме как на дорожке в парке (если ездить при этом спокойно), из моей личной ненависти к этой группе компонентов, даже фотку прикреплять не буду.
1.2 Altus
1.3 Acera
1.4 Alivio
1.5 Deore
Продолжение смотрите в следующей статье, т.к. я уже очень много написал :) <там будет информация про шоссейные группсеты Shimano и группсеты Sram>
Спасибо за прочтение, надеюсь вам было интересно! Желаю вам хорошего дня и удачи на дороге!