Кто-то ошибочно полагает, что мы до сих пор живем в век информации. Но это не так. Мы уже живем в век коммуникации.
Объясню.
Так уж сложилось, что человечество называло очередной век или эпоху именем того, что представляло наибольшую ценность в то время. Каменный век, железный и так далее – перечисление и сменяемость можно отследить в любой энциклопедии. И вот на смену веку промышленному приходит век информации. Информацию покупают и продают, за ней охотятся, её воруют, за право обладать определенной информацией или технологией передачи информации убивают, подставляют и обманывают. Информация становится самым ценным ресурсом. Отчасти потому, что создается впечатление ее ограниченности и конечности.
29 сентября 1969 веку информации был объявлен первый шах. Именно в этот день успешно прошел эксперимент по подключению к удаленному от Лос-Анджелеса на 640 км компьютеру в Стэнфорде. Второй шах веку информации объявили в 1984 году, когда путем объединения многих мелких сетей появляется сеть NSFnet , которую пользователи между собой назвали Интернет. Дальше события стали развиваться стремительнее.
Век коммуникации пошел в наступление в 1988 году, когда был разработан протокол Internet Relay Chat (IRC) , благодаря которому стало возможно общение (обмен сообщениями) в реальном времени. Мат же веку информации был поставлен практически сразу после вступления человечества в 21 век. В январе 2001 года Джимми Уэйлсон и Ларри Сэнгер запустили проект Википедия.
И если бы я писал эти строки в 2001 году, многие бы покрутили пальцем у виска, то сейчас, уверен, уже никто не будет спорить с тем, что знание и информация обесценены, и самое важное (читай, самое дорогое), что сейчас есть – умение выстроить коммуникацию. И каждая новая социальная сеть лишь подтверждает это громкое заявление. Знания и информация обесценены потому, что все можно найти либо в глобальной сети, либо с ее помощью. Это удобно. Но это приговор мозговой деятельности человека.
Я помню, как в 2006 году я заменил свой праворульный Паджеро на красотку БМВ 535. Что только не входило в комплектацию моего нового автомобиля, был даже экран с ТВ и навигатором (неслыханная роскошь в то время). Как думаете, как быстро из бардачка исчезли все бумажные карты? Примерно с такой же скоростью оттуда исчезло знание улиц моего родного города. Даже если я не знал как проехать куда-то, я брал карту, запоминал сколько и каких поворотов надо произвести от известной мне улицы – и всегда приезжал точно к месту. Но навигатор лишил меня этой несложной, но регулярной тренировки мозга и памяти. Зачем запоминать что-то, когда под рукой всегда есть надежный электронный помощник? Представим, что через несколько поколений, когда ценность знаний точно будет потеряна, каким-то образом исчезают все базы данных и умные компьютерные программы. Как построить мост? Как сконструировать самолет или двигатель? Да ладно мост, самолет и двигатель. Как мельницу сделать? Как кожу обрабатывать? Как дом построить? А если это все перемешать с последствиями какой-то глобальной катастрофы? И вот через 2000 лет наш потомок откапывает мобильный телефон и удивляется откуда у нас были такие технологии. Ничего не напоминает?
Уверен, из этого может получится хороший сценарий для фильма постапокалипсиса или антиутопии. И, да, признаюсь, я пишу этот текст подсматривая даты и факты о Википедии в Википедии. Вспомню ли я через 2 дня как звали парней, которые запустили этот проект в 2001 году? Не думаю.
Продолжение следует...