У вашего ребенка проблемы с русским языком и чтением? Вы думаете, он просто не внимателен? Ленится? Учитель постоянно говорит, что ваш ребенок опять плохо написал диктант из-за невнимательности? Вы устали уже с этим бороться? Этому есть научное объяснение. Вы когда-нибудь слышали о дисграфии и дислексии? Нет?! Сейчас расскажу.
К сожалению, не редко родители слышат от учителей, что их ребенок совершает ошибки только лишь из-за невнимательности. И, так говорят большинство учителей. В лучшем случае, учитель рекомендует родителям писать с ребёнком больше диктантов. И тогда наступает трудный период и для родителей, и для детей. У ребенка возникает негативное отношение к письму, к предмету, к школе. Чтобы избежать этого, проанализируйте ошибки ребёнка. Если такие «нелепые» ошибки не случайны, а повторяются регулярно, то ребенку необходимо обратиться за консультацией к логопеду.
Наличие стойких ошибок такого типа говорит о том, что у ребёнка частично нарушены процессы письма (дисграфия) и чтения (дислексия).
Что же такое дислексия и дисграфия?
Дисграфия – это нарушение навыка письменной речи, когда возникают частичные затруднения в овладении письмом. Характерными признаками являются стойкие повторяющиеся ошибки на письме, не связанные с усвоением орфографических норм.
Дислексия – это нарушение формирования навыка чтения. Оно связано с затруднениями в образовании компонентов речи и неправильной работой анализаторных систем.
Определить наличие нарушений письма и чтения, в целом, несложно. Есть типичные ошибки , повторение которых из раза в раз при чтении или письме, должно вас насторожить:
Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:
- пропуски гласных букв: всят – висят, комнта – комнкта;
- пропуски согласных букв: комата – комната, вей – всей ;
- пропуски слогов и частей слова: стрки – стрелки ;
- перестановки букв и слогов: онко – окно ;
- недописывание букв и слогов: на ветка – на ветках ;
- наращивание букв и слогов: детити – дети, диктанат – диктант ;
- искажение слова: мальни – маленький, чайщик – чащи ;
- смешение гласных о-у,ё- ю, и-е; согласных р-л, й-ль; парных звонких и глухих согласных, свистящих и шипящих, ц-ч-щ: тубло – дупло, лёбит – любит, птича – птица, сапка – шапка;
- слитное написание слов и их произвольное деление: д ва – два, бойчасов – бой часов ;
- неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений: снег покрыл всю землю. Белым ковром. замерзла Речка птицам голодно. – Снег покрыл всю землю белым ковром. замерзла речка. Птицам голодно .
- нарушение смягчения согласных: болшой – большой, мач – мяч, лог – лёг .
Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:
- нарушение согласования слов: с еловый ветки –с еловой ветки, огромная бабочки – огромные бабочки ;
- нарушения управления: с ветка – с ветки, умчались к чащу – умчались в чащу;
- замена слов по звуковому сходству;
- слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: вроще – в роще, на бухли – набухли ;
- пропуски слов в предложении.
Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия:
- замена букв, отличающихся разным положением в пространстве: ш-т , д-б, д-в;
- замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов: и-ш , ц-щ;
- замена букв, имеющих дополнительные элементы: и-ц , ш-щ, п-т, х-ж, л-м;
- зеркальное написание букв: с, э, ю, з;
- пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв.
Что делать, если у ребенка обнаружилась дисграфия или дислексия?
Прежде всего: не падать духом. Такие ребята вполне способны овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобиться целый год занятий, кому-то – месяцы. Суть занятий – тренировка речевого слуха и буквенного зрения.
Лучше всего не только обратиться к логопеду, но и самим заниматься с ребенком. Логопедические занятия обычно проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, «отрабатывая», чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое от звонкого… Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко-буквенного состава слов.
Неплохо также обратиться к психоневрологу: он может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улудшающие память и обмен веществ мозга препараты. Главное – помнить, что дислексия и дисграфия – это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей.
Дорогие родители! Если у вашего ребёнка обнаружились подобные проблемы, не нужно его ругать, стыдить. Важно понимать, что дислексия и дисграфия – это не психические заболевания и не приговор. Проконсультируйтесь с грамотными специалистами (логопед, невролог, нейропсихолог) и как можно раньше приступайте к специальным коррекционным занятиям с логопедом.
А вы, родители, сталкивались в школе с такими проблемами? Если да, поделитесь ими в комментариях и подпишитесь на мой канал).