Найти тему
Колесим по Северу

Нетающий иней в Вологодском Музее кружева.

Нетающий иней..... Можно ли подобрать более точные слова, говоря о вологодском кружеве??? Кажется, что эти волшебные узоры созданы морозом на окне, а не руками мастериц. Ах, как жаль, что на теперешних стеклопакетах не бывает морозных узоров! Но давайте вспомним, как в детстве мы все с удивлением разглядывали рисунки на стекле - эти завитки и зигзаги, этот ослепительно-белый зимний лес, где растут волшебные цветы и деревья, а иногда пролетают сказочные птицы, теряя на лету свои прекрасные перья.

Можно не сомневаться, что морозные узоры на окошке до сих пор вдохновляют вологодских мастериц. И не только они - северная природа, вологодская зимушка-зима подбрасывает множество сюжетов и образов. Снежинки с их поразительным разнообразием словно сами падают на кружевной узор, застывая на нём в бесконечном хороводе.

-3

Заснеженные, закуржавевшие кроны кустов и деревьев так и просятся в рисунок кружевного полотна. Чувствуете, как в слове "закуржавевшие" слышится слово "кружево" ?

Маленькие ёлочки, которые мороз сам заморозил, сам же и укутал в белоснежные шубки - традиционный сюжет вологодского кружева.

-5
Ёлочка в вологодском кружеве
Ёлочка в вологодском кружеве

Переплетение ветвей деревьев, покрытых снегом или инеем, напоминает переплетение нитей узора.

-7

Тропинки, протоптанные в снегу, напоминают плотные извивающиеся линии узора:

-8
-9

А тонкий ледок на замерзших лужах угадывается в его воздушном фоне:

-11

В 2010 году в Вологде был открыт единственный в России Музей кружева. Он находится в историческом центре Вологды, на Кремлёвской площади, напротив Софийского собора. Давайте пройдём по его залам, полюбуемся работами мастериц.

-12

На первом этаже находятся залы для временных выставок и мастер-классов, тут же можно купить готовые кружевные изделия. А мы пойдём на второй этаж, где расположена основная экспозиция музея. Здесь представлены не только работы вологодских мастериц, но и экспонаты, рассказывающие о мировой истории кружевоплетения.

-13

Здесь можно увидеть главные инструменты кружевниц. Куфтырь - это набитый соломой валик, укрепленный на специальной подставке - разножке. На него накладывали сколок - рисунок на гладкой бумаге со схемой кружева. В точки пересечения линий узора втыкали булавки, которые фиксировали нить в нужном положении.

Нити накручивались на коклюшки , которые изготовлялись из березы или можжевельника. В зависимости от сложности узора, число коклюшек было различным и могло достигать нескольких сотен. При работе мастерица постоянно перебирает коклюшки, точными движениями переплетая нити, направляя их к нужной булавке и обматывая её, а коклюшки, ударяясь друг о друга, издают мелодичное постукивание.

-14

Искусство кружевоплетения пришло в Россию из Европы. Ввозимые в Россию византийские, бельгийские, французские кружева пришлись по душе светским дамам. В то время кружева использовались исключительно в одежде - из кружевных полос делали оборки на платьях, пришивая их по окружности. От слов "круг", "окружность" и произошло русское слово "кружево".

-15

В начале ХVII века Пётр I организовал в Новодевичьем монастыре обучение девочек 5-7 лет этому искусству, для чего в Москву были приглашены византийские мастерицы. Уже в начале ХIХ века в разных регионах России было 12 центров кружевоплетения, и в каждом регионе это искусство было своим, уникальным. Русские мастерицы обогатили иноземное искусство, привнесли в него свои особенности и свой стиль. Так появились вологодские, рязанские, елецкие, галицкие и другие кружева.

К 1912 году в Вологодской губернии было уже 40 тысяч кружевниц. Вологодское кружево легко узнаваемо, его отличают плавность линий, богатство узора, повторяемость элементов. Вологодское кружево традиционно изготавливалось из льняных нитей, натурального цвета или отбелённых. Иногда для работы использовались цветные, окрашенные нити - чёрные, красные. Позже стали использовать и хлопчатобумажные нити.

В ранних работах, представленных в музее, чувствуется влияние Византии и Востока - излюбленным мотивом узоров того времени были люди, олени и чудо-птицы - павлины. Правда, византийские павлины, изготовленные руками русских мастериц, никогда тех самых павлинов не видевших, иногда становились похожими на более привычных им петухов с роскошным хвостом.

Излюбленный, традиционный мотив того времени - два павлина возле дерева:

-17

Кружево, произведённое в России, быстро набирало популярность. Оно стало использоваться даже в одежде крестьянок, которые украшали свою праздничную одежду кружевными вставками. Позже стали изготавливать кружевные воротнички, пелерины, шали, перчатки, зонты и т.д. В музее представлены работы, рассказывающие о применении кружева в одежде.

Листайте галерею. Прошу простить за блики на фото - все экспонаты расположены за стеклом.

Вскоре кружево стало применяться не только в одежде, но и в бытовых вещах - в моду вошли кружевные салфетки, скатерти, занавески.

В 1920-1940е годы символы Советской эпохи проникли даже в это волшебное искусство. Интересно, на собственном энтузиазме или по указке "сверху" создавали мастерицы кружевного Ленина, кружевного Сталина, гербы и пятиконечные звёзды??

Мой муж надолго завис возле этого стенда. ))

-20

Давайте и мы посмотрим поподробней. Листайте:

А здесь - самолёты и парашюты, отголоски начавшейся эры авиации. Их не сразу разглядишь - настолько искусно вплетены эти суровые элементы в нежное кружевное полотно:

Годы коллективизации тоже нашли своё отражение в мотивах вологодского кружева - в узорах появились тракторы и комбайны:

Какими бы странными ни казались такие сюжеты в кружевоплетении, можно сказать точно: это наша история, и она запечатлена здесь так же, как и во всех других видах искусства - живописи, скульптуре, литературе тех лет.

Начиная с 60х годов прошлого столетия в вологодском кружеве наиболее часто стали встречаться зимние и растительные сюжеты - ёлочки, снежинки, деревья и цветы.

А вот всё тот же сюжет с двумя чудо-птицами у дерева, но уже более современный:

-25

"Угощаю рябиной" - так называется эта роскошная скатерть с неожиданным вкраплением красных точек в белое кружевное полотно:

-26

Название показалось необычным... Как это - угощать рябиной? Странное угощение... Но догадка пришла почти сразу. Вот они, эти белые скатерти с красной рябиной - зимним угощением для птиц, накинуты на кроны деревьев, вот что вдохновило мастерицу на создание этого шедевра!

Красота родного города тоже используется вологодскими кружевницами в сюжетах изделий:

В этой подборке - фото, сделанные в залах музея. Без комментариев, просто пройдитесь по музею:

А напоследок - ещё одна подборка изделий и фрагментов кружевного полотна. Листайте галерею, любуйтесь!

Ещё раз прошу простить меня за качество фото - все экспонаты находятся под стеклом, блики от ламп и отражения очень мешали.

Если планируете поездку в Вологду, хотя бы проездом - обязательно посетите Музей кружева. Полюбуйтесь воочию результатом мелодий, которые выстукивают сотни деревянных коклюшек. Музей входит в десятку лучших музеев России.