Найти тему
Киноа: кино + архитектура

Раздача белых слонов. Как кинокритики разругались с Кончаловским (и при чем тут Алексей Навальный)

Оглавление
Навальные охотятся на коррупционеров
Навальные охотятся на коррупционеров

10 апреля кинокритики всея Руси вручат свою премию «Белый слон».

UPD: Чем всё закончилось (команда Московского кинофестиваля в лицах)

«Событие года»

В середине марта случилось происшествие, которое никто не заметил: из состава учредителей премии вышла Гильдия киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России. Президента Гильдии Кирилла Разлогова тут же прокляли за «давление и попытку цензурного вмешательства» в деятельность экспертного совета.

А всё дело в том, что этот совет, состоящий сплошь из уважаемых людей, договорился вручить премию в номинации «Событие года» не кому-нибудь, а узнику «Алексею Навальному и его творческой группе за серию новаторских документальных фильмов-расследований».

Из заявления членов экспертного совета премии на сайте журнала "Сеанс"
Из заявления членов экспертного совета премии на сайте журнала "Сеанс"

Никита Михалков как председатель Союза кинематографистов высказался по этому поводу вполне недвусмысленно:


Справедливости ради замечу, что кроме Навального в номинацию «Событие года» попал и другой скандальный проект –
«ДАУ. Дегенерация» Ильи Хржановского, эстетическая ценность которого, видимо, никаких вопросов и нареканий у Гильдии и Союза кинематографистов не вызвала.

Искусство кино от Эйзенштейна до Навального

Ролики Навального на YouTube – такое же «событие года», как и любой новостной репортаж из горячей точки или очередной документальный фильм очередного телеканала. Поэтому чтобы хоть как-то оправдать художественную ценность этих «новаторских» фильмов, в феврале вышла наукообразная статья кинокритика А. Карташова « В ролях самих себя. «Дворец для Путина» как кинематографический феномен», где автор сравнивает Навального-режиссера то с Поланским, то с Соррентино. Говорит, история Навального еще ждет своего Коста-Гавраса или своего Скорсезе. Надо было еще сказать «своего Эйзенштейна», но автор почему-то застеснялся. Хотя упоминание Эйзенштейна в тексте присутствует, Сергей Михайлович тут максимально притянут за уши:

Из статьи на сайте colta.ru "О ТОМ, КАК НАВАЛЬНЫЙ ПОЛЬЗУЕТСЯ СРЕДСТВАМИ КИНО, ЧТОБЫ СОЗДАТЬ СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ НАРРАТИВ О РОССИИ И О САМОМ СЕБЕ"
Из статьи на сайте colta.ru "О ТОМ, КАК НАВАЛЬНЫЙ ПОЛЬЗУЕТСЯ СРЕДСТВАМИ КИНО, ЧТОБЫ СОЗДАТЬ СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ НАРРАТИВ О РОССИИ И О САМОМ СЕБЕ"

Признаний в любви было много – например, режиссер-документалист Виктор Косаковский в недавнем интервью сказал:

У фильмов Навального, например, безупречный ритм. Он прекрасный драматург, виртуозно владеющий интригой, с чувством юмора. Дудь освещает темы, как правило, не замеченные профессионалами. Я бы даже рекомендовал принять и Навального, и Дудя в союз кинематографистов России.


Впрочем, чего еще ждать от человека, снявшего смерть собственной матери (фильм Косаковского «Среда 19.07.1961» 1997 года).

Кончаловский и дорогие товарищи

Этого внутреннего бурления никто бы не заметил, если бы не всеобщий любимец Андрей Кончаловский.

А. Кончаловский попросил убрать свой фильм из списка номинантов премии "Белый слон"
А. Кончаловский попросил убрать свой фильм из списка номинантов премии "Белый слон"

Его «Дорогие товарищи» номинированы в шести категориях, режиссеру приятно, однако вчера в своем фейсбуке он попросил снять свой фильм со всех номинаций. Мол, спасибо за оценку, но ваш Навальный – это не искусство:

Из поста Кончаловского в его фейсбуке
Из поста Кончаловского в его фейсбуке

И тут началось...

Полились на несчастного Андрея Сергеевича потоки яда и проклятий – причем от тех же уважаемых людей, которые еще вчера его фильм расхваливали, приветствуя награждение в Венеции и желая всяческих успехов на «Оскаре». Очень смешно сегодня наблюдать все эти ужимки и праведный гнев почтенной публики, в очередной раз проявившей свою экспертность, компетентность и принципиальность.

Белый слон — что это за зверь?

Когда впервые слышишь это название, возникает вопрос: откуда оно взялось? То ли это отсылка к роману Ильфа и Петрова, то ли к рассказу Хемингуэя. Но по иронии судьбы название «Белый слон» совпадает с английской идиомой:

Белый слон (англ. white elephant) — английская идиома. Означает некое имущество, которое хозяин вынужден содержать, но взамен не получает от него никакой пользы. В современном значении это может быть строительный проект, венчурный бизнес, недостроенное сооружение и другие объекты, затраты на содержание которых не компенсируются их пользой. Примерный русский аналог — «чемодан без ручки». В биржевой практике выражение «белый слон» обозначает операцию, при которой расходы заведомо превышают ожидаемую прибыль.

Статуэтка национальной премии кинокритики и кинопрессы "Белый слон"
Статуэтка национальной премии кинокритики и кинопрессы "Белый слон"


P. S.
Для режиссера Кончаловского премия «Белый слон» – самый что ни на есть «чемодан без ручки»: вроде и не очень нужен, но и отказаться без скандала не получилось.


Ставьте лайки 👍 Делитесь с друзьями 👨‍👩‍ Подписывайтесь на
канал💡