Не наигрался в детстве – так часто шутят про взрослого человека, который застревает в компьютерных играх, вместо ребенка играет в железную дорогу или покупает самый навороченный конструктов под предлогом «для сына» и с радостью собирает его сам.
На самом деле в этой шутке как раз больше правды, чем шутки.
На каждом этапе взросления с помощью игры ребенок решает определенные задачи. И все что остается не отыгранным потом влияет на самые разные стороны взрослой жизни.
Итак, какие же это задачи и каковы последствия «ненаигранности»:
На самом раннем этапе (приблизительно до 3 лет) дети играют одни. Много играет с различными предметами. Кубики, пирмаидки и другая подобная деятельность привлекает малыша на этом периоде. Важное место в игре занимает сюжетно-отобразительный процесс, когда ребенок воспроизводит действия взрослых, которые он видит вокруг себя.
Дальше ребенок уже интересуется сверстниками в игре, с которыми он часто имитирует отношений между людьми.
И заключительным этапам формирования игровой деятельности становится игра по правилам. Когда дети заранее организовывают пространство, распределяют роли и обсуждают правила по которым будут играть.
Важную часть в игре составляет взаимодействие с предметами-заместителями, когда ребенок находит применение самым разным вещам в своей игре, замещая ими взрослые предметы (палочка может стать ложкой или целым пылесосом).
Итак, благодаря игре ребенок развивает воображение, пространственное мышление, примеряет различные роли, учится взаимодействовать с другими людьми, договариваться о правилах и соблюдать их. И все эти навыки становятся важным фундаментом на всю оставшуюся жизнь.
К сожалению, если вместо игры ребенок занят «ранним развитием» или вынужден рано повзрослеть в силу семейных обстоятельств, то дефицит этих периодов будет сказываться на самых разных областях его жизни.
Самые очевидные: проблемы с творческим проявлением, с умением выстраивать отношения с другими людьми, сложности с выполнением правил, а самое важное отсутствие навыка делать что-то в свое удовольствие.
Поэтому прежде чем записать ребенка на очередной кружок ментальной арифметики или скорочтения вспомните о том, что его основная задача до 7 лет – это играть.)