“Успешный копирайтер“, “Богатый UX-дизайнер”, “SMM-щик с зарплатой 500 k” — эти голоса в голове не утихают, если вы просматриваете резюме в 2021 году.
Соискатели проходят новые и новые курсы, а их названия трансформируются в неприкрытые кликбейты.
В карантинный март прошлого года онлайн-школы и авторские курсы как подснежники по весне усыпали все образовательное поле. Нарвать охапку и принести работодателю — стало обязательным квестом перед штурмом вакансии.
Учиться и переучиваться захотели многие.
Зарабатывать на благородном желании — тоже.
Не умею - научу
Разнообразие предлагаемых курсов быстро привело к перенасыщению рынка. Наравне с признанными преподавателями, которые как и раньше используют качественные методики обучения, на авансцену вышли те, кто хотел без усилий заработать в инфобизнесе.
Итог:
- курсы, собранные на коленке
- преподаватели без опыта работы в области, которую преподают
- пустые по содержанию курсы известных и не очень блогеров, использующих имя как магнит
Опытные руководители, которые в деле давно, с грустной улыбкой подмечают: в 90-е проще было встретить волшебного Джина, чем дипломированного профи в нужной сфере. Сейчас же специалистом становится любой, оплачивая один онлайн-курс за другим.
Рост количества онлайн-школ наблюдался и в доковидную эру: в 2019 году на российском рынке их возникло почти столько же, сколько за минувшие 10 лет. В этом помогли вирусная сила Instagram и легкость сбора данных об интересах пользователей для таргетированной рекламы курсов.
С начала локдауна в 2020 году рынок онлайн-образования подрос на 30-35%.
Эксперты на словах
Руководители компаний и рекрутеры заметили неприятную тенденцию за последние пару лет: количество заявок на должность растет, а выбрать кандидата вместе с этим сложнее.
Плюс к этому решение о приеме на работу того или иного кандидата приводит к ошибке: уже через неделю становится ясно, что новичок не так классно справляется с задачами, как за него обещал пухленький набор корочек о дополнительном образовании.
Специалисты по кадрам пришли к выводу, что такие неудачи происходят, если кандидат при приеме на работу рассказал о множестве специальных курсах чуть ли не под любую задачу.
“Мастер крутых заголовков за 2 дня”, “Интенсив по продажам за сутки”, “Сторителлинг, который принесет миллионы” — яркие названия пройденных курсов радуют работодателей: возникает ощущение, что многорукий Шива справится с ворохом дел в компании и станет универсальным работником.
Однако поверхностные знания, полученные на коротких интенсивах, курсах со скидкой без обратной связи референтной личности и т.д. не дают практики, с которой можно браться за серьезный функционал.
Но мне же обещали
Столь же неприятное открытие ждет и прошедших горе-курсы: помимо слабых навыков у выпускников формируются завышенные ожидания. Окончив интенсив “Мастер-фломастер с гонораром в 100 k $”, соискатель и ждет подобных чудесных предложений. Время идет, они почему-то не поступают и приходится мириться с реалиями рынка.
Благополучный сценарий — вовремя адаптироваться, снизить зарплатные ожидания и одновременно подтягивать квалификацию.
Однако создатели сомнительных курсов умело играют на амбициях и мечтах начинающих специалистов, утверждая, что нужно идти напролом и не верить опыту “менее удачливых” коллег.
Убедить в своей правоте несложно: ученики ведь действительно хотят делать большие шаги, врываться в профессию сразу с внушительными запросами и результатами.
Многих ждет лобовое столкновение с понятием “overpomise”.
Работать из любого уголка мира в роли эксперта, раздавать поручения юным помощникам и попивать прохладный “Мохито”, не забывая проверять постоянно пополняющийся счет, получится не у всех, кому такую картинку обещали создатели оконченных курсов.
Что делать руководству при найме
Отделить зерна от плевел в стопочке резюме стало сложнее, но это вопрос времени. Аналитики прогнозируют, что скоро рынок образовательных услуг естественным образом сузится до владельцев грамотно сделанных курсов, а инфоцыгане, как кочевой народ, уйдут на новые пастбища.
Что же делать при приеме сотрудника на работу?
- закрываем глаза на яркие названия пройденных курсов: можно поискать информацию и отзывы о них в сети
- предлагаем тестовое задание на первом этапе отбора (это как и прежде фильтр для начального отбора, т.к. готовое задание показывает, что кандидат посвятил время на демонстрацию навыков именно вашей компании)
- не ленимся и готовим вопросы на прикладные темы, изученные соискателем на курсах. Разумеется, в купе с оценкой логики, стрессоустойчивости и эмоционального интеллекта.
Так ли страшны все курсы?
В статье освещена тенденция роста числа курсов на любую тему и кошелек. Они множатся как гремлины, намоченные водой, и увлекают за собой желающих получить новую профессию или апгрейд должности.
Однако сама идея онлайн-образования прекрасна как и прежде. В любой точке мира, приложив когнитивные усилия и желания, можно получить знания обо всем.
Важно выработать правильное отношение к онлайн-обучению: поток информации настолько же полезен, насколько и безграничен.
Ничего нового: раскладывая нужные знания по папочкам в голове, мы можем получать их вечно. Но для успешной профессиональной деятельности знания следует применять на практике. Запас информации с курсов —база, которую нужно применять и обкатывать на практике десятки, сотни, бесконечное количество раз.
Звание успешного эксперта дается за удачные решения и профессиональные победы. Курсы помогут в этом? Дерзайте!
Не планируете учебу, а хотите постепенно развиваться вместе со своей профессией? Тоже прекрасно!
Универсальный совет:
- проверять качество выбранной онлайн-площадки для обучения
- читать отзывы
- не распыляться на короткие курсы для специалистов по любой мелкой задаче
- не расценивать диплом как билет в безоблачную карьеру топового специалиста (курсы не гарантируют трудоустройство и конкретный заработок)
Все будет, но не курсами едиными!