/Вспоминая службу в ВДВ/
Каунас. Отдельный учебный батальон связи ВДВ в/ч 01660. Февраль-март 1985 год.
Мы расположились в нашем любимом учебном классе, он же «Ленинская комната» или как ее называли сержанты — «Комната отдыха опухшего личного состава» или «Комната Лены».
Занятия по политической подготовке нравились всем нам. Сержанты-инструктора на этих занятиях, как правило, кемарили на галерке или просто уходили по «важным» делам. Удобные деревянные парты, где можно было поспать, прикрываясь бритым затылком впереди сидящего товарища по взводу. Правда те, кто спал в наглую, давно были вычислены и сидели на первых партах. Стены класса были увешаны различными яркими событиями, происходившими в нашей стране и любимой Советской Армии — в виде плакатов и стендов с головами Владимира Ильича, некоего супергероя с высоким коренастым лбом и волевой бородкой. Меня уже тогда не покидала мысль, что это никакой ни Ленин, а самый настоящий русский богатырь Илья Муромец, только без шлема.
На довольно страшных плакатах — в торце «Ленинской комнаты» — красовались американские солдаты (янки) из «Корпуса морской пехоты армии США», расправляющиеся на манер «эсэсовцев» с маленькими мирными жителями Вьетнама. Надпись плаката кричала: «НАТО — инструмент насилия, военной агрессии и войн в руках империалистов запада. США — потенциальный враг нашей Родины — СССР!» Следующие плакаты рассказывали, как наши солдаты, в парадной форме, читают книги с детьми и стариком в Афганистане. Эти плакаты я часто разглядывал, пытаясь уловить настроение наших десантников, детишек и старика в чалме. Командир взвода как-то сказал, что он еще не был за речкой, но морально готовится. И добавил, что каждый офицер ВДВ, должен пройти школу мужества в Демократической республике Афганистан. Мне понравился настрой моего командира.
Обычно занятия в «Ленкомнате» со взводом проводил старший лейтенант Семенов. А если приходило два взвода, тогда молодой офицер, тоже старлей — замполит нашей роты.
Оказалось, что он уже прошел Афганистан. Как они называли — командировку в ДРА. Он часто приходил на занятия под легким «шафэ», и был не слишком выбрит. Все занятия он начинал историей о том, что пока он сидел в окопах Афгана, его молоденькая и сексапильная жена путалась с офицерами — здесь, в Литве. Он не обижался, ведь очень ее любил и обожал: «Такую женщину бросить невозможно, — рассказывал он, — она ангел, и так божественно делает… — продолжал старлей, рассказывая нам порой все подробности своей семейной жизни». Взвод замирал, не веря своим ушам, а офицер, как ни в чем не, бывало, продолжал урок. Он обижался на то, что обещанную квартиру ему так и не дали. Короче, он больше никому не доверяет и хочет просто уйти из армии, пока жена его не бросила. Его — инвалида военных действий. Он не хотел этого, ведь у них росли замечательные дети: сын и дочурка. За Афганистан он получил медаль «За отвагу» и ранение в кисть руки. А может, у него вообще не было кисти? Мы запомнили черную перчатку на левой руке, которую замполит не снимал. Вскоре, он уволился со службы и уехал в Центральную Россию. Занятия проводил уже наш старый замполит батальона, ему было больше пятидесяти лет, он тоже где-то уже побывал, то-ли в Сирии, то-ли в Египте.
А потом произошло одно интересное, вернее секретное событие. На этот раз в классе нас ожидал незнакомый нам офицер — майор ВДВ, лет сорока, высокий, строгий, чисто выбритый и очень коротко подстриженный. Подтянутый, мускулистый, но с чувством юмора. Каждое его движение выражало уверенность, значимость и силу. «Вот этот парень точно справится с римским солдатом из моего сна. Во всяком случае, будет с ним сражаться до победы, — мгновенно оценил я качества майора.
— Здравствуйте, курсанты-десантники! Я гвардии майор Михайлов, из особого отдела, — сказал спокойно офицер. — Теперь тихонько садимся. Не шуметь, но слушать! Сейчас вы заполните анкету, листки должны быть подписаны. Всего будет сорок вопросов. Писать номер вопроса и ответ либо «да», либо «нет». Отвечать быстро и честно, ничего придумывать не надо. Читаю быстро, на размышление три секунды. Как при отделении от самолета до открытия купола. К соседу не смотреть! Ну что, вижу, что готовы, тогда, поехали.
«Вопрос номер один: нравится ли вам служить в армии?
Вопрос второй: страшно ли вам стрелять из оружия?
3. Вы любите свою мать?
4. Верующий ли вы человек?
5. Ваш отец бил вас в детстве?
6. Ваши родственники проживают за границей?
7. Водите ли вы автомобиль? Трактор?
8. Вы любите домашних животных?
9. Писались ли вы ночью под себя?
10. Вам снятся цветные сны?
11. Вам страшно прыгать с парашютом?
12. Вам бывает невыносимо холодно?
13. Вы будете убегать от шаровой молнии, если она приблизится к вам?
14. Вам нравится трогать холодное оружие?
15. Вы умеете плавать?
16. Вы любите своего отца?
17. Вы смертельно устали?
18. Вы говорите по-французски?
19. Вы имели интимную связь с девушкой, женщиной?
20. Вы мусульманин?
21. Вам снятся обнаженные женщины?
22. Вы пьёте водку или коньяк?
23. Вы молоды и полны энергии?
24. Вы будете стрелять в вооруженного врага?
25. Вам хватает денежного довольствия?
26. Вы видели неопознанный летающий объект?
27. Вы быстро засыпаете?
28. Вы гей?
29. Вам нравятся взрослые женщины?
30. Вам нравятся мужчины?
31. Вы говорите по-английски? Допустим во сне?
32. Вы случайно попали в ВДВ?
33. Иногда вам кажется, что вы сходите с ума?
34. Вам бывает весело без причины?
35. Вы считаете себя хорошим спортсменом?
36. Вы пишете или писали стихи?
37. Вы читаете художественную литературу?
38. Вы сможете стрелять в человека?
39. Вам страшно от мысли погибнуть в бою?
40. Вы считаете себя сумасшедшим?
Вот и все вопросы, пожалуйста, листы сдаем. Передавайте быстрее, кто сколько успел! Взвод встать, смирно, вольно! Свободны товарищи курсанты, пригласите следующий взвод! — обратился он к нам.
— Спасибо, товарищ гвардии майор! — вдруг громко выкрикнул курсант Агафонцев и вытер мокрые глаза.
— За что, курсант? Ваша Фамилия? — майор внимательно посмотрел на едва не плачущего солдата.
— Просто меня никто и никогда не спрашивал про мою маму… — Агафонцев взял в себя в руки, но губы его дрожали.
— Все нормально, курсант, все хорошо, — ответил спокойно майор, потом склонился над списками и что-то для себя пометил.
Курсанты до позднего вечера обсуждали психологический тест. Кто-то, высказал мысль, что командование учебной дивизии начало отбор солдат для Афганистана. И тот майор, вовсе не простой особист, а психолог отбирающий солдат в части специального назначения. Для нас многое было непонятно. Судя по вопросам, среди нас обретаются: психи, идиоты, фанатики, стихоплеты, лунатики, трусы и даже геи. Задача командиров, вычислить таковых парней и не послать туда, где высок шанс сойти с ума и вернуться в цинке.
Вечером я оказался в наряде по столовой, мы чистили картошку до полуночи, бросали белые окатыши в ванную, и говорили, говорили, о страшной и манящей стране. А потом мы почему-то стали придумывать стихи про Афган. Они были тягучие, нелепые, и какие-то черно-красные.
«Афган не изведан, лежит между гор, жестокий басмач там прочтет приговор.
В песках Кандагара, гремучая смесь, клинок у душмана — кровавая месть.
Афган не изведан, и путь наш далек, куда же ты лезешь, России сынок...
Афган не изведан и черт нам не брат, коль будет приказ, мы возьмем автомат…»
Не помню, кто и когда придумал эти стихи, но продолжение пытался добавить каждый из нас. Незнакомая страна нависла над нами, словно объективная реальность, черная дыра на пути нашего существования.
Потом пришли двое сержантов из нашей третьей роты и приказали наряду нажарить картошки на всех сержантов к полуночи. Потом они поржали и ушли. Я наотрез отказался, вспомнив, что картошки и так мало в ванной на весь батальон, еще и «козлов» кормить. «Если придет дежурный по батальону, нам несдобровать. Воровать картошку из общего котла, это просто за гранью порядочности для меня. Ребята меня не поняли и остались жарить картоху. Я пошел в казарму…»
© Александр Елизарэ
Купить роман >>> "РЯДОВОЙ для АФГАНИСТАНА"
Вам может быть интересно:
- Медицинские братья в учебной войсковой части ВДВ в Каунасе
Благодарю за 👍 ! Подписывайтесь на канал Елизарэ-Фильм
Делитесь в Соц.Сетях! Комментируйте, буду рад ответить на ваши вопросы.