Найти тему
Татьяна Костырева

Молитва матери

Шестеро детей - достижение супругов Димитриевых

Оксиня  Николаевна и Иван Митрофанович  Димитриевы  Фото Татьяны Костыревой
Оксиня Николаевна и Иван Митрофанович Димитриевы Фото Татьяны Костыревой

Радушные хозяева приветствуют меня, приглашая войти в дом, наполненный теплом протопленной печи и доброй памятью о прожитом.

В комнате, где я нахожусь светло от множества белоснежных вязаных вещей. Ажурные скатерти, салфетки, накидки повсюду. Их связала Оксиня Николаевна Димитриева , мать шестерых детей, верная супруга, труженица, великолепная хозяйка. Родилась она в 1940 году в с. Малые Карзи. Не исполнилось ей и года, как отец ушёл на фронт, откуда не вернулся. Всего лишь одну весточку о нём получила Салика, мать Оксини, в которой говорилось, что сражался Николай под Смоленском, где фашисты беспощадно били по советским войскам.

Оставшись одна, Салика вместе с маленькой дочкой жила у родителей мужа. Оксиня помнит, как вместе с мамой собирали гнилую картошку по полям, рвали лебеду, из которых пекли лепёшки. Дедушка сам плёл лапти, благодаря чему у девочки всегда была запасная обувка. И ей можно было дольше, чем другим ребятишкам, бегать по улице. Промочит лапти в вешней воде или проморозит, катаясь с горки, сменит их на другие. Худо - бедно да жили, пока вернувшаяся из города сестра Николая не выставила их из дома. Стиснув зубы, Салика пошла в люди искать угол. Больше всего она хотела сохранить дочь. Ещё до войны её, как и многих молодых людей, завербовали на строительство Уралмашзавода, где они вручную рыли траншеи под фундамент, переносили тяжёлые стройматериалы. Там она вышла замуж за односельчанина, родила двух детей, которые простыв в сыром бараке и неотапливаемом детском садике, умерли. Умер и муж.

В сохранении жизни дочери Салика видела смысл своего горестного существования, поэтому сделала всё, чтобы накопить денег, на которые и приобрела право жить в землянке. Её убогое жилище было с земляным полом, но зато с печкой. И это был угол, где она могла ни от кого не зависеть.

Как жила и мучилась,

Горю не сдавалася,

Как всегда весёлая

Песенка певалася.

( Н. Тряпкин)

Оксиня пошла в начальную школу. Свои первые буквы выводила чернилами на старых газетах. Учиться ей нравилось, поэтому, найдя квартиру в Андрейково, закончила и семилетку. Помнит, как с подружкой рубили для хозяйки дрова и возили на санках. А ещё именно здесь она сблизилась с мальчишкой Ваней Димитриевым, жившим с ней на одной улице в Карзях, тоже продолжавшим учёбу. С ним любила играть в бабки.

После окончания семилетки, Оксиня пошла работать на свиноферму. Тут уж и надорвала все рученьки. Приходилось носить тяжёлые вёдра с кормом. Навоз тоже грузили в вёдра и вытаскивали на улицу, где вываливали в коломашку. Сами пасли свиней. Сами кололи дрова и растапливали очаг, на котором отваривали картошку и зерно. Сами косили крапиву. Мама жалела дочку и частенько помогала ей. Чтобы как-то подзаработать, Оксиня вязала на заказ кружева к марийским платьям. А в свободное время, как и все молодые девчата, бегала в клуб на танцы. Там для них зажигательно играл на гармошке и балалайке хромой фронтовик. Пока девчата отбивали каблучками, парни тут же играли в самодельный бильярд. Шарами служили тяжеленные подшипники. В этот период и стал за ней ухаживать закадычный друг Ваня, окончивший десятилетку в Могильниково и начавший работать прицепщиком в колхозе.

Иван родом из Нижнего Бардыма. Был он младшим ребёнком среди семи детей в семье. Сначала умер отец, а через год и мать. Пятилетнего Ваню взяла на воспитание тётка Кналче, проживающая в Малых Карзях. Так судьба и свела двух горемык: Оксиню и Ивана.

В январе 1960 года они начали жить вместе. Когда пришло время Ивану служить в армии, Оксиня уже ждала ребёнка. И провожать мужа в военкомат в Арти поехала на лошадке с огромным животом. В военкомате, узнав, что жене скоро рожать, хотели дать Ивану отсрочку, но Оксиня, уверенная в том, что парни, служащие в армии, в почёте, отказалась от предложения и убедила всех в обратном. Правда, возвращаясь домой, горько плакала.

Службу в армии Иван начал в Барнауле, где учился в школе младших авиационных специалистов. Затем был направлен в Брянскую область, где располагался полк военно - транспортной авиации. Обслуживать самолёты, как он мечтал, не пришлось - назначили писарем при штабе. Иван заполнял лётные книжки, отмечая в них время взлёта и посадки самолёта. Во время службы Иван получил отпуск, что позволило увидеть новорожденную дочку Тамару, прижать её к груди.

В те времена в армии проводились подготовительные курсы для поступления в учебные заведения, которые Иван успешно прошёл. А отслужив, поступил учиться на очное отделение Свердловского сельхозинститута. Оксиня поддержала мужа и на этот раз отпустила от себя на долгие пять лет. Ей казалось, что высшее образование поможет Ивану получить достойную работу, что улучшит жизнь семьи, в которой уже родился сын Вадим. Сама она, немного поработав телятницей, доила коров на ферме. Директор совхоза Иван Михайлович Кондауров, видя стремление молодых к хорошей жизни и оценивая труд пере-довички Оксини, дал супругам ключи от новенькой квартиры.

Окончив институт, Иван Митрофанович возвращается в родной совхоз, где приступает к должности механика, а затем назначается и главным инженером. Последние перед пенсией годы трудился кладовщиком на совхозном складе.

Супруги, пережившие трудное детство, считали главным своим достижением семью. Они с любовью и радостью встретили и последующих деток: Наташу, Алёшу, Свету, Любу. Оксиня Николаевна, всегда ласковая, терпеливая, спокойная, умела налаживать быт так, что,

несмотря на трудности, все в семье ощущали себя любимыми, а значит счастливыми.

И я думаю, что её сердце, часто обращалось к молитве:

Заступница, дай мне большую душу,
Сердце доброе,
Око недремлющее,
Голос мягкий, отходчивый, ласковый,
Руки крепкие, незлобивые -
Очень трудно матерью быть!
Не власти прошу,
Не за деньги стою.
Вздохни, сердобольная, в грудь мою
Столько любви и силы,
Чтоб до могилы
На всю семью -
На мужа, на сына, на дочерь мою, -
На каждый характер хватило,
На все их сомнения и смятения,
На спотыкания и причуды,
На завихрения и увлечения,
На заблуждения и остуды.

(А. Яшин)

Держали много скотины, птицу. Обрабатывали большой огород. Совхоз выделил многодетной семье квартиру попросторней. Всех детей выучили, всех устроили в жизни.

Теперь у Димитриевых восемь внуков, две правнучки и один правнук. И все они также обогреты любовью.

У выдающегося русского медика В. М. Бехтерева есть такое высказывание: "Лучшее воспитание - это воспитание в детях добра на основе искренних человеческих отношений".

Иван и Оксиня уважали друг друга, проявляя заботу и участие, помогали друг другу во всех перипетиях жизни, чему научили и своих детей. Я с радостью сделала открытие: оказывается, три дочери супругов проживают в Манчаже. Тамара Ивановна Чекнова - врач ОВП, уважаемый человек, специалист своего дела. Наталья Ивановна Шашкова - фельдшер Кадочниковского ФАПа, а про Светлану Ивановну Чебыкину я не раз писала, как о доярке - передовичке. Все они трудолюбивые, успешные, доброжелательные люди! И в этом большая заслуга родителей, давших жизнь и наградивших любовью.

Татьяна Костырева

2018 г.