Найти тему
Боговедение

Справедливость - это возмездие? (лингвистический анализ)

Давно задаюсь вопросом о понятие «справедливость», хотелось бы в этом, наконец, разобраться и определить что же значит справедливость, и почему она занимает в моём сердце такое большое место.

Мы знаем, ввиду своего субъективного содержания, - оценочное и дискуссионное понятие о справедливости имеют разногласия в обществе, почему? Начнём разбор.

В русском языке слово «справедливость» является родственным древнерусскому слову «правъ», означающему «прямой, не отклоняющийся в стороны». На основе этого значения развивается идея правильности как следования лучшему, прямому (правильному) пути. В свою очередь, однокоренной глагол «направлять» ведет к формированию значений «руководить, наставлять», «руководитель, наставник». Соответственно, появляются понятия «правило», «правила», «править», «исправлять».

Таким образом, понятие «справедливость» - это движение по правой стороне, т.е. правильно. «Но правда у каждого своя» – скажите Вы. Нет, есть правда Божия как высшая Правда. Справедливость – это и есть поиск высшей Правды и держание этой правой стороны.

И толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля толкует понятие «справедливость» исходя из слова «справливать, то есть соблюдать, совершать, отправлять или праздновать по обычаям, обрядам» [Даль 1880: 661]. В определении В. И. Даля, скорее всего, кроется истинная сущность понимания категории «справедливость» в духе русского языка и русского менталитета в целом. На основании этого представления о справедливости были созданы основные письменные источники русского права, например, Русская Правда, которая включила в себя устоявшиеся в древнерусском обществе обычаи, способы разрешения тех или иных вопросов.

Понимание справедливости для русского человека - это вопрос его жизнеспособности в настоящем и основа формирования образа его будущей жизни. Поиск справедливости как воплощения «высшей правды» живет в нас из поколения в поколение, являясь движущей энергией всех социальных трансформаций. Многие русские писатели говорили о том, что высшая и самая характерная черта нашего народа - это чувство справедливости и жажда ее, то есть поиск истины, некогда принадлежавшей человеку по праву , но изъятой из окружающей реальности, подлежащей возвращению в человеческий мир через колоссальную борьбу

"Справедливость - совершенная добродетель" - так, в свою очередь, справедливость характеризует Аристотель. Но не смотря гордость Европы её зачатков античной культуры и философию, всё же понятие "справедливость" у них трудно назвать справедливостью, чаще это похоже на возмездие или месть.

Понятие справедливости в европейском понимании отличается от русского. «Justitia» (лат. «справедливость») происходит от слова «jus» - право . В английском языке «право» и «справедливость» обозначены одним словом «justice». Это говорит о том, что в западном устройстве римского права (и не только права, а общества тоже) справедливость и право в лице закона тождественны .

Особенность европейского менталитета состоит в строгом следовании закону, за которым, каким бы он ни был, признается презумпция справедливости, как законоследования. Особенность русского менталитета выражается в русской поговорке: «хоть бы все законы пропали, только бы люди правдой жили». Из этого факта можно сделать вывод о том, что в основе у всех народов лежит идея справедливости, но она имеет различия как в нормативном закреплении, так и в повседневной жизни.

В. С. Соловьев рассматривал справедливость сквозь призму единства права и нравственности. Право в его понимании должно стать неизбежным этапом эмпирического становления справедливости, в чем лежит его нравственное оправдание [Соловьев 1998: 137]. Как показывает действительность, данное учение нереализуемо в российском обществе, поскольку оно негативно, недоверчиво относится к праву. Данные воззрения отражаются в учении Л. Н. Толстого, отвергающего право и рассматривающего его как зло.

В западном воззрении понятие справедливости другое, оно влечет за собой возмездие и право, как закон. Моё же понятие о справедливости в корне русское! Понятие «справедливость» у них тождественно понятию «правосудие», т.е. суд по закону, а закон не во всех случаях служит правдой. Но, всё же, есть и правила (что ближе к закону в понимании) , которые нужны, здесь я не соглашусь с Львом Николаевичем.

Так Иисус Христос учил нас, что закон гибок и не во всяком случае справедливо (в данном случае понятие «справедливо» вставлено на русском языке, в русском менталитете) применим – например, когда Иисус говорит с фарисеями о хлебах предложения. Он учит их о том, что в исполнении закона Божия и воли Его милость превыше правил и традиций.

Однако правила и традиции нужны в память, того, что и есть закон – сама милость, например,… трудно с этим не согласиться!

Цитата полностью: «В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть. Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу. Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? Как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам? Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны? Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма; Если бы вы знали, что' значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных» (Мф.: 12: 1-7).

Таким образом, Евангелие на каждой его странице говорит о справедливости, о правде Божией и русское понятие о справедливости, в лингвистическом разборе и подтверждённое русским менталитетом, ближе всего к этой Правде.

Люблю справедливость, живу ей. Правда же и есть для меня закон, а справедливость – движимая сила.

Материал на основе научной работы: «Понятие "справедливость" в гражданском судопроизводстве: юридико-лингвистический анализ» / Юридическая герменевтика/М. А. Боловнев, Е. Е. Руф/ Барнаул, Россия/ URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-spravedlivost-v-grazhdanskom-sudoproizvodstve-yuridiko-lingvisticheskiy-analiz