Весна выдалась холодной. Впрочем, для Якутии это обычное дело, например, сегодня, 06 апреля 2021 года там -26 (скрин ниже), а ночью обещают и того ниже.
Так вот, тогда, в 1986-м весна тоже не радовала. Если днем теплело до -10, то ночью морозы падали до -30. В нашей семье ожидалось прибавление (23 апреля родилась моя младшая сестренка Катя), мы с папой вовсю готовились, делали косметический ремонт – белили потолки, клеили новые обои. И краску, и обои купили без особых проблем, а вот с новым линолеумом (о ламинате тогда и не слышали, а паркет днем с огнем нельзя было найти) возникли проблемы.
Тот, что продавался в городских магазинах, нам категорически не нравился – какой-то серо-буро-малиновый с зелеными цветами, совершенно унылый и тоскливый. Папе кто-то сказал, что в одном из дальних пригородных поселков в магазине есть недурной линолеум «под дерево», и мы решили ехать. На автобусе. Как-то не казался нам этот план авантюрным, купить линолеум на 4-комнатную квартиру и привезти его на автобусе. Естественно, с нами поехал и Коля, пара лишних рук в этом деле никогда лишними не будет. Поездку назначили на субботу 5 апреля.
Доехали мы без приключений, нашли магазин и о, чудо, линолеум действительно был, и именно такой, как нам описывали, куда лучше того, что был в городе! Это было связано с тем, что снабжение поселка шло по отдельной категории – там находился угольный разрез, посёлок считался промышленным несмотря на то, что административно входил в состав Якутска.
Ну так вот, когда мы увидели рулоны, которые нам необходимо было доставить домой, мы впали в ступор. Думаю, если бы всех мальчишек из класса позвали, и то не смогли бы увезти все это на автобусе. Папа решил искать машину.
Грузовое такси раньше можно было заказать только через «Трансагентство», и то только через несколько дней. Но товар мы оплатили, в магазине его хранить отказались. Завтра было воскресенье, а по воскресеньям промтоварные почему-то не работали. Интересно, почему? Делали бы выходным понедельник, если так уж нужно было. Ну да ладно, речь не о том.
Оставалось одно, искать машину в частном порядке. Как я уже сказала, в посёлке был угольный разрез, поэтому тот грузовик, водитель которого согласился сделать левый рейс в город, принадлежал именно угольщикам и перевозил, соответственно, уголь. Папа выпросил в магазине упаковочную бумагу, ею застелили кузов. Папа с Колей погрузили нашу покупку, сами забрались туда же, я села в кабину к водителю, и мы поехали. Выехали из поселка, и тут встречный грузовик посигналил нашему фарами. Водитель остановился, перекинулся парой фраз с остановившим его водителем и повернулся ко мне:
- Давай-ка беги к своим в кузов. У Тулагино (еще один населенный пункт по дороге) патруль стоит, увидят девчонку, непременно остановят. А так ничего, проедем.
Я выскочила из машины и побежала. Тут мне пришло в голову, что ехать еще далеко, а не отвлечься ли мне на небольшие дела? И не предупредив никого, спрыгнула с обочины в снег. Нужно ли описывать мой ужас, когда грузовик вдруг тронулся и мне пришлось только проводить его растерянным взглядом? Как потом оказалось, водитель в окошко крикнул папе, всё ли в порядке? Тот, не подозревая, что он имеет в виду, забралась ли я к ним, ответил утвердительно. Вот водитель и поехал, не заметив того, что я осталась.
Погода, как я уже сказала в самом начале, была под минус 30. Суббота, вечер, ни одной машины. От Кангаласс (поселок, где мы купили линолеум) до Якутска – 41 км, до Тулагино – 15 км. Пешком пройти это расстояние в такой мороз дело практически невозможное. Вот что было делать? Даже плакать нельзя, я же понимала, что тогда очень быстро замерзну. Единственное решение, которое пришло в голову – вернуться в поселок, мы отъехали от него километра на два, не больше. Там постучусь в первый же попавшийся дом, попрошу о помощи. Я развернулась и потопала обратно. Но пройдя где-то метров 500, увидела фары, а сверху горели огоньки. Автобус! Я и забыла о нём вообще! Я радостно заскакала, автобус остановился. Деньги на проезд у меня нашлись, уселась с той стороны, где печка и преспокойненько отправилась в город.
Тем временем, приехав в город, папа и Коля с ошалевшим видом узнали, что меня в машине нет! Водитель оправдывался:
- Она к вам побежала! Я же спросил, всё ли в порядке, вы сказали «да»!
Папа готов был тут же ехать обратно, но водитель настоял, чтобы они разгрузились. Потом и папа, и Коля вновь залезли в кузов и отправились на поиски меня. Водитель довез их до места, где оставил меня, папа по следам увидел, что я сворачивала в сторону. Было уже совсем темно, они сигналили, кричали, но всё было тщетно. Тогда папа прикинул, как я могла поступить и решил, что я должна была идти не вперед, а повернуть назад, в поселок. Колю он отправил на машине до поселка, наказав ждать на въезде, а сам отправился пешком, на всякий случай. По дороге он всматривался в стороны, но, естественно, никаких следов не обнаружил. Через 20 минут он был уже в посёлке, где его ждал перепуганный Коля и водитель, который не бросил мальчишку и не уехал.
- Не могла моя дочка пропасть, я её с детства учил искусству выживания. Надо подумать. Может, была какая-то машина и она уехала в город?
Водитель сказал:
- Автобус! Был автобус в город, как раз аккурат за мной должен был ехать по времени.
Он привел папу и Колю к себе домой, чтобы они смогли позвонить. Я к тому времени уже почти час как была дома…
Вернувшись, папа меня обнял и долго не отпускал. А когда мы пошли на кухню пить чай, я увидела в его иссиня-черных волосах белые пряди… Нужно ли говорить, что и остальная седина позже тоже появилась из-за меня?
Прости меня, папа
P .S . В 1999 году первый Президент Якутии Николаев подписал Указ о праздновании в республике Дня отца. Праздник приходится на первое воскресенье апреля. Наверное, эту историю нужно было написать в воскресенье, но мне захотелось написать её именно 5 апреля, спустя ровно 35 лет с того дня.
P .P .S . История должна была быть опубликована вчера, но я не успела