Найти тему
Александр Дедушка

"День самопознания" - кто есть ты и кто есть твои друзья? (Дружба и коллектив)

День самопознания

Этот день, как и последующий хорошо вписывается в работу по цели «Познай самого себя». Он может быть включен в план работы, когда организатор ставит перед собой цель продемонстрировать перед ребятами важность знания своих личностных качеств, привить им «вкус» самопознания, научиться адекватно пользоваться рефлективным «психологическим зеркалом» круга друзей.

Работа может начаться с небольшой теоретической справки о «предмете познания». Человеческая душа состоит из трех основных «частей» - чувств, ума и воли . Большинство качеств, которыми мы определяем человеческий характер, пытаясь понять его, можно разнести по этим трем категориям. Например, когда мы говорим о человеке – «ленивый», мы характеризуем его волю, «веселый» - это характеристика его чувств, а «сообразительный» - проявление его ума.

«Буква-качество-часть души » - разминка, которая как раз и направлена на тренировку способности к дифференцированию различных «душевных» характеристик.

Каждому дается задание придумать качество на свою персональную букву. Например: «А» - апатичный, «Б» - бессердечный, «В» - верный и т.д. Все в блокнотах расчерчивают три колонки: чувства - ум – воля . Далее каждый по кругу называет качество, которое после краткого обсуждения вносится в одну из колонок. Попутно создается «база данных» для дальнейшей работы по самопознанию.

В качестве предварительной подготовки к следующему заданию каждому предлагается внимательно изучить «базу данных» и подчеркнуть в каждой колонке два-три качества – «хорошее» и «плохое», - которые относятся лично к нему.

«Автохарактеристика » - следующее задание на углубление самопознания. Каждому предлагается написать на самого себя краткую характеристику по следующему плану:

- Что во мне хорошего…

- Что во мне плохого…

Дальнейшая работа над автохарактеристиками откладывается до выполнения следующего задания.

«Характеристика на друга » - следующий этап работы по углубления самопознания. Каждому из коробочки «по секрету» вытаскивается чья-то персональная буква, и на человека, который под нею скрывается, нужно написать характеристику по тому же алгоритму, что и автохарактеристику.

Задание предусматривает уже достаточно глубокое знакомство ребят друг с другом и определенный совместный опыт работы и жизни. Ведущий особо подчеркивает, что это характеристика на друга, поэтому она должна быть максимально откровенной – другу, если это настоящий друг, не нужно льстить, а стоит откровенно указать как на достоинства, так и недостатки.

После того, как все участники «по секрету» написали все характеристики друг на друга, ведущий их собирает и раздает адресатам. Таким образом, у каждого на руках есть как автохарактеристика, так и характеристика от одного из друзей. Самое время их сравнить и задуматься над сходством и расхождениями.

Ситуация очень информативна в плане самопознания. Собственная самооценка сравнивается с оценкой со стороны, и в этом пересечении где-то и лежит истина. Здесь важно дать каждому желающему высказаться по поводу всех возможных «открытий» и разногласий. Заодно можно предложить попытаться определить, кто писал характеристику. Автор может открыться, но может и оставаться инкогнито, если он не уверен, что его откровенность будет воспринята адекватно.

Теперь самое время сменить деятельность и немного подвигаться.

«Термометр эмоциональных характеристик » - упражнение, направленное на сравнение собственной оценки своих устойчивых эмоциональных состояний с тем, как себя оценивают другие. Для удобства можно взять те же десять базовых эмоций, представив их в виде характеристик личности. Например: веселый, грустный, обидчивый, застенчивый, раздражительный.

На полу чертится линия с четко фиксированными концами, и ребятам дается следующая инструкция: «Представьте, что эта линия – трубка термометра. Я буду называть качество, а вы будете становиться вдоль этой линии по принципу, насколько вам это качество присуще. Один конец (указывается) – это качество вам практически не присуще, другой – оно присуще вам в наибольшей степени. Между ними – все промежуточные стадии».

Далее ведущий называет какое-то качество и ждет, пока ребята не выстроятся в соответствии с «накалом» этого качества. Здесь интересен момент соотнесения, когда каждый, определяясь с собой, видит, как самоопределяются по этому параметру его друзья. По ходу самоопределения проходит и коррекция. Например, кто-то считал себя очень стеснительным, но неожиданно увидел несколько человек, которые превзошли его в этом качестве. Это материал к размышлению: так ли уж присуще это качество?

«Горячая психологическая десятка » - основное упражнение по самопознанию, где в наибольшей степени подключается механизм «психологического зеркала». Все ребята предварительно записывают десять характеристик личности, которые для удобства идентификации сгруппированы в контрастные пары:

Человек, который может невзначай обидеть…

Человек, которого легко обидеть…

Человек, который всегда очень спокоен…

Человек, который часто волнуется…

Человек, которого всегда понимаешь…

Человек, которого трудно понять…

Человек, который стремится все делать сам…

Человек, который часто нуждается в помощи…

Человек, который всегда на виду…

Человек, который редко бывает на виду…

Каждому предлагается написать напротив каждой психологической характеристики имя одного из участников лагеря.

Далее можно поступить двояко. Для анализа результатов можно избрать «комиссию» в составе нескольких человек, которым сдаются все результаты, и они определяют людей, которые «победили» по каждым номинациям.

Но это не лучший вариант, так как от анализа уходит основная масса информации, и многие окажутся вне «психологического зеркала».

Лучше не пожалеть времени на следующий вариант.

По очереди каждому выдается «вся информация». Называется имя, и все смотрят, по каким «номинациям» проходит у них этот человек. Те, кто его где-то упомянул, говорят ему об этом, и он это помечает у себя – кто, по какому качеству и сколько человек его упомянули.

Все это займет, конечно, достаточно много времени, но зато у каждого будет полная информация о своем «отражении» в психологическом «зеркале». А как итоговый этап можно все-таки определить «горячую десятку» - людей, которые победили в этих десяти «номинациях».

Продолжить работу над самопознанием можно на «часе искусства».

«Цветок качеств » - так можно назвать тему рисунка, которая предлагается для отображения. Пусть каждый нарисует цветок, на лепестках которого он напишет самые важные, на его взгляд, качества личности.

Это пока вся установка. А когда ребята закончат свои рисунки, ведущий неожиданно предлагает подарить свой рисунок тому человеку, кто в этих качествах больше всего нуждается. Причем, нужно дать время подумать, а затем дать сигнал к «единовременному дарению». По результатам «цветодарения» открывается, как правило, интересная картина. Кто-то, что называется, «завален цветами», а кто-то не получил ни одного. Получившие и не получившие «цветы» по желанию могут прокомментировать, что они думают этому поводу. Оправдались ли их ожидания?

Огонек подводит итог работе по самопознанию. Пусть каждый скажет обо всех своих «открытиях и несогласиях». Ведущий может продолжить последействие, дав домашнее задание «Что я понял(а) в себе?»

(продолжение следует... здесь)

начало - здесь