Как это не печально, но привычные нам модели техники уступают место новым, а сами со временем выводятся из эксплуатации. Так происходило с самого начала появления транспорта. И в какой-то момент задумались, ведь как-то надо отдать память тем старым машинам, которые верой и правдой часто не одно десятилетие служили людям. Так начали сохранять отдельные экземпляры в качестве музейных экспонатов действующих или в виде статичных памятников. Это же касается и трамвайных вагонов.
Во всем мире много трамвайных музеев, даже действующих музейных систем, где работают исторические вагоны. Задумались об этом и у нас. Кстати, первые музейные вагоны появились еще во времена СССР, а одними из первых в стране этот почин начали туляки. В 1976 году в качестве музейных в Туле были восстановлены три вагона: серии Х и поезд КТМ-1 + КТП-1. По данным издания «Грузовик Пресс» в России сейчас сохраняется 164 музейных трамвая, причем больше всего в Москве и Санкт-Петербурге, 33 и 62 соответственно.
В этой статье посмотрим, сколько в России сохранилось трамвайных вагонов серии Х. Из крупной серии данных вагонов до наших дней дошло всего 10, причем один из них с бортовым номером 908 числится в качестве служебного, выполняя функции маневрового в Южном депо Екатеринбурга. Вагон имеет частично обрезанный кузов (торец и задняя площадка с одной стороны), построен был в 1934 году, а в качестве служебного используется уже свыше 50 лет. Еще девять трамваев сохраняется как музейные.
Одним из первых музейный трамвай серии Х появился в Туле. Трамваи этой модели последний раз обслуживали туляков в 1969 году, а один из сохранившихся экземпляров 1930 года выпуска с заводским номером 587, в 1976 году был переведен в музейные с присвоением символического бортового номера 1. Вагон до сих пор находится в рабочем состоянии и иногда его можно увидеть на улицах города либо во время торжеств и празднований, либо были случаи заказа вагона группой иностранных туристов для поездок по городу.
В качестве памятника установлен вагон серии Х в Краснодаре. Трамвай носит свой исторический бортовой номер 3, был построен в 1931 году. Некоторое время вагон был экскурсионным, пока в 2012 году не обрел вечную стоянку в качестве памятника.
С 2004 года музейный вагон Х имеется в Барнауле, вагон имеет символический номер «Пятерочка». Построен был в 1933 году. До Барнаула успел в разном статусе побывать в Новокузнецке и Кемерово. Трамвай действующий.
С 2010 года статус музейного получил трамвайный вагон серии Х в Казани. Вагон с бортовым номером 24 ныне установлен в качестве памятника.
В Екатеринбурге помимо служебного трамвая серии Х сохраняется и музейный вагон Х с бортовым номером 1, построенный в 1937 году. Трамвай находится на отрезке рельсов среди статической коллекции музейных трамвайных вагонов на территории Южного депо.
Трамвай серии Х под номером 01 сохраняется и в городе Дзержинске Нижегородской области. Трамвай находился в действующем состоянии, но в городе было закрыто трамвайное движение, при этом вагон сохранен, проводились работы по его реставрации, судя по всему он будет сохранен ходовым.
Еще одна «Хашка» сохраняется в городе Нижний Новгород. Вагону, носившему ранее номер 75, присвоен символический номер 2. Трамвай сохраняется в статическом состоянии на отрезке путей среди коллекции музейных вагонов при трамвайном депо номер 2.
Целых два музейных трамвая серии Х имеется в Саратове. Один из них с бортовым номером 1 (также явно не родной) действующий и является экскурсионным, а второй без бортового номера установлен в качестве памятника на территории Парка Победы.
Помимо Российской Федерации один трамвай модели Х сохранен в ныне белорусском Витебске, а еще два дошли до наших дней на Украине – в Одессе и Харькове. В Витебске трамвай Х, покрашенный в нестандартные для данной модели сочетания белого и голубого цветов, установлен на пьедестале около трамвайного депо города. В Одессе сохраняется далеко не аутентичный вагон, трамвай изначально серии Х имеет новый кузов типа ОШ2М, установленный в 1976 году. Вагон является одним из экспонатов мемориала 411-й батареи. В Харькове в Салтовском депо сохраняется трамвай серии Х с бортовым номером 100 в качестве экскурсионного. Номер 100 также носит символический характер, так как трамвай построен по оригинальным чертежам на основе ходовой и оборудования снегоочистительного вагона типа СХ к столетнему юбилею местного трамвайного хозяйства.
Всего в период 1928 – 1941 годов было построено свыше 2000 таких вагонов, но как видим лишь единицам из них удалось дожить до нашего времени в разном статусе и состоянии. Хотя это был типовой стандартный трамвай для довоенной поры. Трамваи данного типа работали во всех городах бывшего СССР, где по состоянию на начало 1939 года имелось трамвайное движение. Они выпускались на нормальную и узкую колею. В Москве трамваи данного типа не прижились, работали лишь прицепные вагоны серии М (прицепной вагон для моторного вагона Х).
Канал «ПАНТОГРАФ». Фото автора и из открытого доступа сети «Интернет».
УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ОБРАТИЛ ВНИМАНИЕ НА ПЕРЕПЕЧАТКУ МАТЕРИАЛОВ КАНАЛА В НЕКОТОРЫХ ГРУППАХ СОЦСЕТИ ВК БЕЗ ССЫЛКИ И ДАЖЕ УКАЗАНИЯ АВТОРСТВА. КАК МИНИМУМ ПРОШУ ПРИ ПЕРЕПЕЧАТКЕ УКАЗЫВАТЬ АВТОРА!
Другие материалы канала по теме городского транспорта:
Коломенский трамвай образца 2013 года
Петрозаводский троллейбус "обновился" бу техникой из столиц
Последние двухосные пассажирские трамваи в СССР