Чонгар, формально для нас уже «заграница» (хотя менее родным для нас он не стал). Возможно, для кого –то будет интересно виртуально прогуляться по его укреплениям. У меня после поездки по тому району создалось стойкое ощущение, что врага ждали «не там». Лихой налет «Лейбштандарта» на станцию Сальково, захват составов с техникой на станции пленение бойцов 276-й сд под Ново-Алексеевкой, Геническе и в районе с. Партизаны, видимо оказало неизгладимое впечатление на наше командование. Получается так, что испугавшись «нагоняя» Ставки после разгрома 271-й дивизии под Сальково, Геническом и Ново-Алексеевкой, 51-я армия, бросив строительство дотов на Перекопе, сосредоточила свои усилия на указанных Ставкой рубежах: Чонгаре и Ак-Монайском перешейке.
Доты здесь имеют две типовых конструкции: артиллерийские прямоугольные и двухамбразурные пулеметные пятиугольной формы. Входы сквозниками (как, например, у Перекопских дотов) не прикрыты. Для артиллерийских дотов это вполне объяснимо необходимостью закатки орудия. Судя по выемкам в бетоне, некоторые артдоты имели бронезаслонки на петлях, откидывающиеся вниз. Все доты имели бронедвери и телефонную безбатарейную связь.
В пулеметных дотах вход был выполнен так, чтобы по максимуму сократить возможность ранения пулеметчика осколками и пулями через дверной проем. Кроме того, доты имели бронедвери.. Доты вводились в строй без разборки опалубки, на некоторых дотах ее остатки видны и поныне. Крыша дотов держалась на часто уложенных рельсах, пространство между которыми закрывалась стальными листами, толщиной 5-10 мм. Такая конструкция одновременно служила и нижней частью опалубки крыши. Доты почти не имеют боевых повреждений. Этот мощный опорный пункт был оставлен без боя.
В отличие от Перекопа, доты здесь натыканы везде. Кроме них были еще три батареи. Укреплены были не только Чонгарский полуостров, Сальково и совр. с. Предмостное, но и вся линия вдоль Сивашей. Отчасти, это правильно.
Клеймя ошибки командующего 51-й армией Ф.И.Кузнецова, П.И.Батов пишет о том, что 106-я дивизия «простояла без дела», занимая позиции вдоль Сиваша. Интересно, а сам Павел Иванович был на месте, или нет. Все дело в том, что на месте ситуация выглядить совсем по-другому. Сиваши на большей своей протяженности проходимы, и полуостров Крым соединен с материком большим количеством дамб. То, что на карте выглядит водной преградой, на самом деле представляет собой неглубокие соленые озера (глубина от 0 до1,5м) вполне проходимые вброд. Лишь в нескольких местах они имеют глубину более человеческого роста (при затяжном нагонном ветре). Максимальная глубина «гнилого моря» 3,2 м. Причем в верховьях Сиваша ( в районе Перекопа) дно покрыто твердым панцирем соли, по которому можно идти совершенно свободно. Поэтому наличие здесь советских войск, было совсем не пустой предосторожностью.
Сиваши протянулись на 70 километров, а длина крайне изрезанной береговой черты вдвое больше. Этот достаточно большой участок обороны Крыма прикрывался всего одной дивизией, численностью от 4 до 8 тыс. человек (в разное время). На самом деле это была не оборона, а скорее цепь отдельных сторожевых постов. Что же они из себя представляли? На самом деле все было организовано очень разумно. Вдоль берега стояла цепь дотов, которые располагались на расстоянии 2-7 км друг от друга в прямой видимости. Вокруг них располагались окопы на отделение-взвод пехоты. Доты имели телефонную связь (найдены остатки проводов и соединительные муфты, возле входа в каждый дот имеется отверстие для ввода кабеля). В случае атаки противника сторожевые посты (доты) должны были задержать противника до подхода мобильного кавалерийского соединения (например, 40-й кавдивизии, находившейся в Джанкое). После обследования Сивашской обороны становится абсолютно понятно, почему достаточно долго кавгруппу генерала Аверкина держали в Джанкое, без нее оборона Сивашей не имела никакого смысла. Дамбы (например, у Соленого озера) были прикрыты одиночными артиллерийскими дотами. Кроме того, линия обороны на некоторых участках была прикрыта артбатареями Черноморского флота (о них писалось ранее). Всего на этом участке до настоящего времени удалось найти восемь пулеметных и четыре артиллерийские дота.
Чонгарский полуостров имел достаточно хорошо укрепленную оборону, построенную так же на дотах и батареях ЧФ. Артиллерийские доты своим огнем перекрывали железную дорогу и шоссе, а так же отходящие от шоссе дороги на ст. Сиваш, село Атамань и ряд других дорог. На полуострове удалось найти пятнадцать дотов, восемь из которых являлись артиллерийскими. Еще два дота находятся как бы позади Чонгарского полуострова, у его основания, в районе села Предмостное. Ранее, по воспоминаниям, был еще один дот. На его месте ныне памятник советским зенитчицам.
Батареи на тех местах на которых они обозначены, найти не удалось, кроме позиции 120-мм орудий батареи № 122 и двориков времен Гражданской войны. «Звенит», звенит сильно, но все запахано.
Укрепления здесь были гораздо мощнее, чем на Перекопе, об этом говорит даже противник, это четко видно на местности, удалось насчитать 37 долговременных огневых точек, против вдвое меньшего количества дотов на Перекопе. По документам их тоже вдвое меньше, но…
У советских генералов-мемуаристов на этот счет «свое» мнение. Приведу воспоминания А.Ф.Хренова: «На Перекопском перешейке батальонные районы обороны — командные пункты, долговременные пулеметные и артиллерийские сооружения создавались на севере, у Перекопа, Армянска и по старому Турецкому валу, а также на юге, около Ишуни. Северная позиция рассматривалась как основная. Под Чонгаром объем работ был меньшим. Там и сам перешеек уже, к тому же он не сплошной, а разорванный протокой Сиваша, через которую проложен железнодорожный мост».
Ну, что же… «Не верь глазам своим?»