Найти в Дзене
Чтец смыслов

БЕСЕДА В ДЕНЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ

Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской

«Благовествуй, земле, радость велию, хвалите, небеса, Божию славу! »

Этими словами, которые мы слышали в нынешний день, Святая Церковь призывает нас к радости. Радость состоит в том, что ныне возвещается спасение роду человеческому, так как Сам Сын Божий восхотел воспринять плоть от Пресвятой Девы, чтобы спасти погибавшее человечество. Обратим свой взор на это бедственное состояние рода че­ловеческого.

Согрешив в раю, первые люди лишились блаженства. Грех удалил их от Бога, потому что им приятнее стало казаться жить во грехе, нежели в общении с Бо­гом. Люди предались страстям и всю цель жизни начали полагать в угождении плоти, совершенно утратив понятие о жизни духовной. Они забыли об истинном Боге, омрачились умом настолько, что славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четве­роногим, и пресмыкающимся (Рим. I, 23), и стали им поклоняться, начали обоготворять самый порок. Что же про­изошло от такого забвения о Боге? То, что люди сделались исполненными всякой неправды, блуда, лукавства, коры­столюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, безрассудны, непримиримы, немилостивы (Рим. I, 29- 31). Но при таком состоянии рода человеческого жизнь чело­веческая не могла продолжаться. Заботясь лишь о собствен­ных удовольствиях, в которых полагали всю цену жиз­ни, люди потеряли любовь и начали истреблять друг друга. Да и собственной своей жизнью люди не могли уже доро­жить: как скоро они лишались возможности удовольствий или, наконец, пресыщались порочными удовольствиями, они не находили уже в жизни никакой радости и счастья. Тогда, охладев к жизни, они сами стали убивать себя. Так, вследствие греха, род человеческий приближался к смерти, и таким образом во всей силе и буквально исполни­лось на нем определение Божие, чтобы возмездием за грех была смерть (Рим. V I, 23). – Но это бедственное положение рода человеческого было тем безысходнее, что люди на­ходились в плену не только греха, но и диавола. Он всецело покорил человечество под свою власть, хотя сами люди этого не замечали. Он вводил людей в заблуждение чрез самый их естественный разум, которому люди впол­не доверяли. Они думали, что лучше всего жить так, как внушает сама природа. Но они обманывались, потому что не могли отличить истинных природных влечений от страстей. Люди перестали слышать в совести своей голос Божий и слышали только голос своих страстей, за исклю­чением разве немногих лучших из них. Оттого одни естественные добродетели язычников не могли исправить бедствий человеческой жизни: они были листьями без плода, потому что корнем их было самолюбие. Эти добродетели во многих возбуждали только самонадеянную гордость, и они не хотели обратиться к Богу за помощью. Так обольщал людей диавол. Других же, преданных всецело страстям, диавол без труда держал в полном забвении или же в унынии и отчаянии, так чтобы, лишенные всякой надеж­ды, они совсем и не искали Божественной помощи. – Оста­валось, чтобы Сам Бог помиловал и спас род челове­ческий. Но если Бог и хотел помиловать, то сами люди не хотели прибегнуть к милосердию Божию и, предавшись служению плоти и помыслов, были, как говорит Апо­стол, по естеству чадами гнева (Ефес. II, 3). Своим непослушанием и совершенным невниманием к дей­ствиям Божественного промышления они сами закрывали для себя двери милосердия Божия. – Тогда Господь, действительно, оставил людей ходить путями своими (Деян. XIV, 16), и оставленные самим себе, люди собственным опытом убе­дились, что для них необходима помощь Божественная и что никто из людей не может возвратить человечеству времена счастливые и блаженные. Тогда они начали мечтать о возвращении золотого века, когда люди были в блажен­ном состоянии. Но мечты эти были напрасны: золотой век был временем детства рода человеческого и точно так же не мог наступить снова, как невозвратимы для чело­века дни его детства. Только один еврейский народ, из­бранный Самим Богом, был носителем истинного света в то время, как все прочие народы покрыла тьма, и свет едва лишь мерцал в этой тьме мира языческого. Ему даны были богодухновенные пророческие писания, ко­торые, правда, сияли лишь подобно светильнику в тем­ном месте (2 Петр. 1, 19), но чрез них еврейский народ постепенно приготовлялся к тем временам, когда должно было взойти самое «Солнце правды» (Мал. IV, 2). – Христос. – Когда же, наконец, время приготовления испол­нилось, когда сами люди увидели, что поразившая всю че­ловеческую природу болезнь неисцельна и достигла пол­ного развития, и когда ожидания пришествия в мир Боже­ственного Посланника сделались особенно живыми; тогда, действительно, и послан был в мир ожидаемый людьми Врач и Спаситель. «Слово плоть бысть, и вселися в ны» (Иоан. 1, 14). Эту-то весть о воплощении Сына Божия и послан был возвестить Гавриил архангел Пресвятой Деве Марии. Явившись, он сказал ей: радуйся, Благо­датная, т.е. Та, Которая своею чистою и непорочною жизнью обрела милость у Бога, – Господь с Тобою; благо­словенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего; вот, Ты зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наре­чешь имя Ему Иисус, так как Он спасет людей от грехов их (Лук. 1, 28-31; Mф. 1, 21).

Чтобы расположить нас к этой радости о спасении рода человеческого, Св. Церковь и установила нынешний празд­ник. Радость эта и всегда должна была бы быть столь же жива, близка и понятна нам, как некогда для погибав­шего человечества. Подобно язычникам, и мы, преданные житейской суете, нередко совсем не имеем Бога в по­мышлениях своих. А вместе с тем и голос совести начинает слышаться все менее и менее ясно, чувство правды притупляется, так что мы перестаем сознавать и сожалеть о суетности своей жизни, как бы она и в са­мом деле была правая; за греховные помыслы и взгляды, хотя из них рождаются пороки и страсти, совсем не считаем себя достойными осуждения; наконец, даже всевозможные слабости и пороки начинаем считать извини­тельными. С умножением же грехов и любовь охладе­вает и все более и более изгоняется из сердца самолю­бием, от которого, как от корня, возрастают все грехи.

Так, незаметно для себя самих, мы становимся людьми плотскими и делаемся, наконец, близки к духовной поги­бели. Можем ли мы в таком случае сказать, что жизнь наша много лучше жизни язычников, которые удовольствия плоти ставили выше всего? Но с каждым из нас бы­вают минуты духовного просветления, когда мы начинаем сознавать и сожалеть о том, что ведем жизнь недостой­ную христианского звания, забыли и уклонились от запо­ведей Христовых. Вот, в эти-то минуты, когда мы сознаем всю опасность для нашей души греха, мы и бываем более всего способны понимать и чувствовать сердцем ра­дость спасения. Мы знаем, что и сделавшись близки к духовной погибели, мы имеем Спасителя. Поэтому после скорбных покаянных чувств душу нашу исполняет ти­хая радость, и в успокоенной совести снова водворяется мир. – Как до пришествия Христова род человеческий на­ходился в плену от диавола и восторжествовал, увидев себя избавленным от этого плена: так и христиане не должны забывать об этом избавлении, помня, что и те­перь диавол является виновником всякого зла в роде че­ловеческом, в которое увлекает людей по доброй их воле, потому что они возлюбили более тьму, нежели свет. (Иоан. III, 19). И ныне диавол, «яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити» (1 Петр. V , 8). Он всевает в умы людей злые мысли, вселяет какое-то непонятное нерасположение и нетерпеливость ко всему доброму, пред­ставляет чрезмерно трудным и непосильным всякий по­двиг и самую жизнь по заповедям Христовым, возбуж­дает гнев и неудовольствия на ближних, изгоняет из сердца любовь к ним. Но после того, как пришел Христос упразднить власть диавола, уже потеряло прежнюю свою силу над людьми мучительное обладание диавола. Господь, пришедши, изгонял бесов из одержимых ими и, отразив все искушения диавола, и нам дал силу ура­зумевать и отражать все козни диавола верою и знамением креста. «Противостаньте диаволу, и убежит» (Иак. I V , 7), такая власть над диаволом дана уверовавшим во Христа, так чтобы они могли совершать свое спасение с радо­стью. – И гнев Божий, который навлекло на себя древнее человечество, уже не тяготеет над истинными последо­вателями Христа. Хотя и мы, подобно язычникам, посто­янно грехами своими оскорбляем Бога и испытываем Его долготерпение; хотя и наша ревность о том, чтобы устроить жизнь свою по воле Божией, бывает большею частью мала, и мы, напротив, стараемся всякими благовидными предло­гами извинить и оправдать жизнь по собственной греховной воле: но мы знаем, что теперь, обратившись к Богу от всего сердца, мы приступаем к Нему, не как к раз­гневанному Судии, но как к Милостивому Отцу, так как Бог во Христе простил нас (Еф. IV, 32).

Итак, братие, и мы должны были бы в нынешний день исполниться радости о том, что «днесь спасения нашего главизна», т.е. начало. Но, быть может, разве немногие из нас могут сказать, что они испытали действительно радость духовную в день настоящего праздника. А прочие, быть может, вошли и стояли в храме занятые обычными житейскими заботами и мыслями, мало сосредоточиваясь на том, что читается и поется, по выходе же из церкви тотчас забыли и слышанное. Св. Церковь установила празд­ники для того, чтобы радостное воспоминание о Боге и Его благодеяниях тем удобнее расположило нас жить по воле Божией и постоянно иметь в своей памяти Бога. Но если мы не испытали даже и радости, то может ли праздник оставить хотя какой След в нашей душе? Впрочем, те­перь мы не должны особенно скорбеть о том, что в цер­ковный праздник не испытали такой радости, как это было некогда в детстве. Радость действует хотя и силь­но, но чтобы добрые впечатления не прошли бесследно, нужны усилия и с нашей стороны, особенно когда овладе­вает душою леность и уныние. В детстве мы испыты­вали большую радость потому, что сама детская природа более чувствительна. Теперь же недостаток природных добрых чувств и расположений мы должны восполнить сами, собственным трудом и усилиями. Мысль наша при­кована лишь к земному и неспособна долго сосредоточиться на размышлении о духовных предметах. Поэтому мы долж­ны употребить усилия, чтобы возвращать свою мысль, что­бы она не блуждала праздна и была занята всегда чем- либо достойным размышления. Это кажется для нас труд­ным и даже невозможным, но иного пути нет; желаю­щим же вступить на этот путь явится на помощь бла­годать Божия. Поэтому-то христианские подвижники успевали в этой борьбе настолько, что постоянно хранили в уме своем память о Боге. Если мы не можем постоянно быть заняты духовными размышлениями, как это делала Пре­святая Дева Мария в храме или некоторые святые, то можем иногда приводить на память содеянные грехи, что­бы просить Бога об их прощении, иногда просто молит­венно взывать к Господу такою молитвою, какою кто мо­жет. Даже самые обычные дела, совершаемые с мыслию о Боге, могут быть вменены нам вместо продолжитель­ных молений, если мы не можем предаваться им по своей духовной немощи или по множеству житейских дел и других обязанностей. Теперешнее время поста и покая­ния удобно и легко может настраивать душу на размыш­ление духовное. И потому мы, братие, должны постараться лучше воспользоваться этими днями, чтобы они оставили в душе нашей след более глубокий. Аминь.