Найти в Дзене
Jon Lanky Silver

История блюзменов Sam Lightnin' Hopkins, John Lee Hooker, Billy Boy Arnold.

"Большая машина блюза" ("Big Car Blues") - так можно назвать часть музыкантов, исполняющих определенного рода блюз в определенное время. Одними из плеяды таких музыкантов являются: John Lee Hooker, Jimmy Reed, Eddy Taylor, Pee Wee Crayton, Sam Lightnin' Hopkins, Billy Boy Arnold, Rosco Gordon, Sonny Terry, Brownie McGhe , Big Joe Williams.

Этих музыкантов объединяет не только то, что все они, так или иначе, с Юга США, но и нечто более важное. Переселившись в большие города от Чикаго до Лос-Анджелеса из глубокой провинции, все они сохранили память о своём сельском прошлом, о земном происхождении самой современной негритянской музыки. Эта музыка лишена какого-либо эстрадного блеска или ложного пафоса, она искренна и непосредственна, простодушна, и вместе с тем , остроумна - это искусство сельских бардов, не растерявшихся в асфальтных джунглях, продолжает напоминать не только неграм США, большинство которых предпочитает сегодня совершенно другую музыку и другие песни, но и всем нам о общечеловеческих проблемах, даже тогда, когда поют, казалось бы о себе, только от первого лица.

"Big Car Blues" ("Большая машина блюза") - это не только переходный этап от сельского блюза к негритянской городской музыке названный ритм-энд-блюзом и соулом, но и несколько региональных стилей блюза: архаичный, близкий фольклору из дельты Миссисипи; виртуозный, приближающийся к джазу из Техаса; и испытавший заметное воздействие фольклора европейского происхождения и музыки стиля кантри из Мемфиса, штат Теннеси.

"Большая машина блюза" Лайтинин Хопкинса - это не только символ большого города, артистической карьеры, жизненного успеха, не только мечта о несбыточном богатстве, о равноправии, не зависящем от происхождения, цвета кожи, от национальности или гражданства.

Сэм Лайтнин Хопкинс, годы жизни 1912-1982 года, вырос в Техасе, учился играть на гитаре у легендарного слепого музыканта Блайнда Лемон Джефферсона. Его манера игры на гитаре, отсюда его и прозвище - Молния, лёгкость и непосредственность в общении с музыкантами и с аудиторией, в свою очередь, оказали влияние даже на Боба Дилана. Хопкинс записывался на пластинки, пожалуй, чаще всех других исполнителей блюза, абсолютно в любой обстановке, и даже тогда, когда приходилось импровизировать. Как например, в компании единственного в истории блюза знаменитого дуэта Сони Терри и Брауни Макги. К ним присоединился ещё один классик сельского блюза Биг Джо Уильямс, годы жизни 1903-1982 годы, играющий в "Блюзе для игроков" на редкой разновидности гитары – девяти струнной.

Для Джона Ли Хукера, годы жизни 1917-2001 года, одного из самых эксцентричных из провинциальных бардов, переселившихся на Север, блюз был не столько формой, сколько ощущением и жизнью. Записываться на пластинки он начал еще в конце 40-х годов, а в 1950-м песня "Я в настроении" стала очень популярна, но следующего успеха с песней "Бум-бум-бум" ему пришлось ждать одиннадцать лет. Хукеру подражали многие рок-музыканты, например, песню "Бум-бум-бум" пела британская группа "Энималз". В 1980 году Хукер снялся в очень популярном музыкальном кинофильме Джона Лэндиса "Братья Блюз", режиссёра видеоклипа "Триллер" Майкла Джексо­на.

Джимми Рид, годы жизни 1925-1976 года, проделал тот же путь, что и большинство блюзменов с берегов Миссисипи на Север, в городок Гэри, штат Индиана, где он работал в сталелитейном цехе, а уж потом занялся музыкой в соседнем Чикаго. Его характерное, подача как бы с немнного ленивым пением и одновременная игра на губной гармонике и гитаре, произвели впечатление на британские рок-группы 60-х годов, от "The Who" до "Rolling Stones" .

  • Рид одним из первых начал пользоваться для этого специальным приспособлением из проволоки, которое крепилось на шее исполнителя.

Хотя Роскоу Гордона, годы жизни 1934-2002 года, больше знают как пианиста-ансамблиста, он много выступал как певец, аккомпанируя себе на фортепиано в манере буги-вуги, впрочем, испытавший влияние латиноамериканской музыки. Интересно, что Гордон начинал свою карьеру в Мемфисе, штат Теннеси, и первоначально записывался на небольшой фирме "Sun" - той самой, которая подарила миру Элвиса Пресли.

Гитарист и певец ПиВи Крэйтон, годы жизни 1914-1985 года, вырос в Техасе, но большую часть жизни прожил в Лос-Анджелесе. Песня "Я всё ещё люблю" - это исключение из правил, кроме саксофона и фортепиано, что разумеется было не редкостью в те годы, в записи слышен вокальный ансамбль. То ли это влияние модных в середине 50-х годов вокальных трио девушек-подростков, то ли, что не исключено, самой атмосферой Голливуда, столицы кинобизнеса.

Родившийся и выросший в Чикаго Билли Бой Арнольд, родившийся в 1935 году, представитель теперь уже среднего поколения блюзовых музыкантов, моложе его и Лютер Эллисон и Мелвин Тэйлор, и Роберт Крэй. Свою профессиональную карьеру он начал даже не с блюза, а с рок-н-ролла в группе знаменитого музыканта-гитариста Бо Диддли, но уже в возрасте 22-х лет обратился к классической традиции. Влияние Арнольда знаменито, между прочим даже у "Роллинг Стоунз". Можно провести сравнение его композиции "Девятым нервным расстройством" с музыкантами Джаггером и Ричардсом из Роллинг Стоунз, и вы услышите сходство звучания.

-2

Блюз
8739 интересуются