Первое, что приходит на ум, когда слышим "персидская культура", это конечно персидские ковры и живопись. Если живопись Персии никогда не выделялась на фоне искусств других стран и являлось своеобразным переплетением разных стилей с добавлением своего колорита, то персидский ковер это гарант качества, товарный бренд, символ роскоши.
Персидская живопись
История персидской живописи очень древняя, как и цивилизация в Иране. Первые персидские миниатюры возрастом более 12000 лет были найдены в провинции Лурестан, находящейся к северу от устья реки Шатт-эль-Араб.
В эпоху Сасанидов вышла книга "Аржанг", написанная пророком Мани и украшенная множеством картин и миниатюр.
К моменту захвата Персии Арабским халифатам у персов сложилась богатая культурная база, из которой арабы заимствовали идеи и не давали ей развиваться.
Персидская живопись до XIII века была представлена миниатюрами и иллюстрациями к текстам книг. Этим она была похожа на европейскую, представленную в основном иллюстрациями к Библии. Только персидские мастера ушли далеко вперед в освоении этого искусства и перестали отталкиваться от содержания книги - появлялись детали, которых в тексте не было; произведения являли собой образец понимания того, как на плоской поверхности можно цвет и формы объединить для создания единого ритмического целого.
После завоевания монголами развитие миниатюр достигло пика. В конце XIII века ильханы привезли с собой китайских художников, что отразилось на стиле миниатюр, изменились типажи лиц и одежды. Одним из примеров был манускрипт "Бестиарий".
В Ширазе сохранились традиционные образы. В рукописях "Калила и Димна" и "Шахнаме" выделяется стремление украсить миниатюру в ущерб реалистичности. Позже проявляется перемены в организации пространства миниатюры. В обиход входят лирико-поэтическое прочтение сюжетов, склонность к изяществу и утончённости образов. Специалисты полагают, что Ахмед Джалаир, царь из династии Джалаиридов, способствовал подобной трансформации миниатюр. Вклад джалаиридских художников в персидскую живопись огромен. Они достигли того уровня изящества и колористической гармонии, которые будут характерны для лучших произведений персидской миниатюры в будущих столетиях.
Тогда же, в начале XV века, царь Тимур из династии Тимуридов вел активную военную деятельность, захватил Иран, переманил часть художников в Самарканд, где были созданы шедевры архитектуры, которыми восхищаются и по сей день. Тимур был неграмотен, и, возможно, поэтому был равнодушен к иллюстрациям книг. Сын Тимура Шахрух заказывал миниатюры, стиль которых был ресценен как "исторический путь Шахруха". Однако "Хамсе" Низами, хранящийся в Эрмитаже, выдержан в совершенном ином стиле.
С именем Исмаила I связывают процветание в персидской живописи так называемого «туркменского стиля», который отличали пышность фантастической природы и перенасыщенность миниатюр разными деталями. Его сын, Тахмасп I, не жалел денег на китабхане. По его заказу была выпущена грандиозная "Шахнаме" 1525-35 гг. Через несколько лет Тахмасп потерял интерес к искусству и расстался с некоторыми своими художниками, которые перебрались к могольскому императору Хумаюну.
В 1587 г. вошел на престол Аббас I, и тогда произошел подъем экономики и последовавший культурный расцвет общества. В персию проникала европейская культура. Все же художниками не стала использоваться перспектива и светотень, характерная европейцам. Влияние на последующие поколения деятелей оказывали работы Резы-йи-Аббаси и европейское искусство. Живопись эпохи Сефевидов за два века прошла путь от великолепного синтеза стилей всех основных художественных центров Персии — Герата, Тебриза, Шираза, через творческий бунт Ризы-йи-Аббаси, вышедшего за рамки персидской традиции, до всё большего влияния европейской манеры, которое в последующие века только усиливалось.
В середине XVIII века при Зендах восстановились ремесла и стали выпускаться низкокачественные подделки миниатюр XIII века.
С приходом династии каджаров стиль персидской живописи существенно изменился. Каджарский стиль, сложившийся в Тегеране при дворе Фатх Али Шаха, был чисто придворным по духу, эклектичным по своей сути, с сильной архаизирующей тенденцией. Правлению Фатх Али Шаха был присущ внешний блеск, помпезность, роскошь и пышность двора. При нём были сделаны попытки возродить некоторые черты придворной жизни и культуры Древнего Ирана.
Вторая половина XIX века демонстрирует полную победу европейского искусства. Правнук Фатх Али Шаха, Насер ад-Дин, был горячим сторонником всего европейского, включая изобразительное искусство. Он принялся реформировать государство по советам англичан, что вызвало недовольство народа, после чего он был убит.
Персидские ковры
Кочевники начали ткать ковры для строительства жилья, тогда они еще не были раскрашены и не представляли никакой эстетической ценности. Позже появились цвета и ковры стали полноценной частью интерьера,на которой ткачи изображали целые сказания.
До сих пор этнические ковры ткутся в иранских городах Алиабад, Шираз, Керман, Сирджан. Древние традиции ткачества там остаются неизменными, а узоры ковров создают сами ткачи.
В этнических коврах из Ирана чаще всего встречаются тёплые охристые, кирпичные, ореховые, кремовые, жёлтые и зеленоватые оттенки, которые прекрасно дополняют друг друга.
Персидские мастера в VI сплели для царя Хосрова I "весенний ковер", по площади больше 3500 кв.м. Однако в VII Персию захватили арабы и по частям вывезли ковер из столицы.
Существует много различных рекордов, принадлежащих коврам: самый дорогой ковер, самый большой, самый многоцветный.
После прихода ислама на коврах перестали изображать животных. Орнаменты ковров стали полны символами и тканными выражениями Корана.
Под властью турок и монголов персы перенимали опыт ковроткачества, ввиду чего ковры этих времен были лишены того изящества и пышности, что была прежде, орнамент упростился.
Существовало несколько главных мастерских, выпускающих своеобразные неповторимые ковры, одна из них находилось в бывший столице - Исфахане.
В XV веке религиозный запрет на изображение животных был снят, и тогда творениями персидских мастеров стали интересоваться европейцы, что стало частью доходов казны.
После серии войн ковроткачество пришло в упадок, и лишь в XIX веке произошел новый расцвет.
Сейчас персидские ковры остаются символом роскоши и уюта, надежности и тепла, приносят удовольствие тем, кто на них смотрит и кто их касается.
Использованная литература и материалы:
1. http://islamosfera.ru/persidskaya-zhivopis-ot-nastennyx-izobrazhenij-do-miniatyur/
2. http://www.persiancarpets.ru/history/