"Незаменимых актеров нет-есть неповторимые"! Так высказался о Леониде Харитонове народный артист СССР, Алексей Грибов. И он же был один из тех "мхатовских корифеев", которые положили начало карьере талантливого артиста.
Есть актеры, которые в кино становятся заложниками своих образов, как например, Александр Демьяненко. Другие просто не вписываются в новую жанровую эпоху, как Николай Рыбников. Знаменитая Екатерина Савинова боготворила только кино, отказавшись работать во МХАТе и Большом Театре.
Когда вспоминают Леонида Харитонова, то в первую очередь говорят о его недоигранности в кинематографе, хотя для него всегда существовал один бог-театр, а именно-МХАТ.
А любовь эта началась ещё в далёком 1950 году, когда студент юридического факультета Ленинградского университета, Леонид Харитонов, увидел афишу о наборе студентов в школу-студию МХАТ. Пройдя два тура в Ленинграде, он забирает документы и уезжает в Москву, где поступает в школу-студию практически без усилий.
Остро характерного и органичного артиста кинематограф подхватил уже на третьем курсе. Режиссер Владимир Басов видел только Харитонова на главной роли в своём фильме "Школа мужества". Но Леонид отказался, потому что студентам МХАТа запрещалось сниматься даже в эпизодах.Только прямое указание партийной организации заставило ректора отпустить студента на съемки.
Роль "непутевого" Ивана Бровкина" в довольно простеньком сюжете, в полной мере раскрыла весь многогранный талант Харитонова. Он стал не просто известным актером, он стал кумиром миллионов советских людей всех возрастов и полов. Но эта популярность сыграла в дальнейшем с ним злую шутку.
Его дебют во МХАТе был удачным. Актера благосклонно приняли старейшины. Для него специально поставили спектакль "Дорога через Сокольники", где он играл мальчика, который не поступил в институт и устроился "домработником" в профессорскую семью.
Несмотря на неприятие спектакля критиками, он выдержал более 400 аншлагов. Люди приходили только, чтобы посмотреть на Харитонова. При этом звезды "парадного театра" уходили на второй план.
Когда МХАТ выезжал на гастроли весь город был заклеен плакатами с Харитоновым, люди задавали только один вопрос:"Приехал ли Харитонов?" Это не могло не раздражать основателей театра, Народных артистов СССР.
Дошло до того, что артист играл лошадь в "Анне Карениной", безмолвно проходящую через сцену. Даже тогда зрители вскакивали с мест, аплодируя Харитонову. Наверное, это стало последней каплей. Эту роль из спектакля вычеркнули, а затем вычеркнули из репертуара и самого Харитонова.
Пытаясь занять себя, Харитонов преподавал какое-то время в школе студии- МХАТ, затем ушёл на два года в ЛЕНКОМ, где сыграл у Эфроса несколько заметных ролей. После отстранения Режиссера, Харитонов опять вернулся во МХАТ, где, правда, его совсем не ждали.
Большие надежды артист возлагал на Олега Ефремова, возглавившего театр в 1970 году. Но в Харитонове видели по прежнему взбаламошного шалопая и серьезных драматических ролей не предлагали. Хотя в кино он уже начал переходить на возрастные роли, правда в основном эпизодические.
Была у Леонида возможность переехать в Ленинград, к своему младшему брату, Виктору, который держал свой театр "Сфера", где бы он наверняка мог сыграть много ролей, Но Харитонов не мыслил себя без МХАТа. Эта любовь его окончательно и погубила.
Началось разделение театра, против которого Харитонов отчаянно выступал, настаивая на единстве классического МХАТа, что не добавляло ему симпатий от Ефремова. А затем сгорели декорации спектакля, которые они готовили на пару с Дорониной. После чего Ефремов категорически указал Харитонову на дверь.
У артиста случился уже третий инфаркт, который его окончательно добил. Леонид Владимирович Харитонов скончался в возрасте 57 лет, 20 июня 1987 года. Именно в это день происходило разделение театра, а у гроба стояли непримиримые Ефремов и Доронина.
Разлом, в виде расколотой чайки на надгробии великого актера, означает раскол МХАТа, который Харитонов любил больше жизни и который его так и не принял.
Друзья, а каких актеров вы знаете, которых "мхатовские старики" не "пускали" на сцену? Напишите, пожалуйста, в комментариях!