Все верующие знают, что Господь рядом, лишь бы мы не отворачивались от него. Но все же, захотелось рассказать, как я почувствовала участие Божие через необыкновенного человека, который встретился на моем жизненном пути. Это, теперь уже почившая, настоятельница Иверского монастыря в нашем городе Самаре, игуменья Иоанна (Капитанцева). С ней моей семье посчастливилось общаться больше двадцати лет. И я сердцем понимала, что эта встреча не случайна. До этого у меня были встречи с глубоко верующими людьми, что, конечно же, обогащало меня в духовном плане. Но знания мои оставались обрывочными, разрозненными, никак не могли сложиться в единую систему. Да и литературы не было в дни моей молодости. Даже Закон Божий я приобрела уже во время перестройки. Мы ведь с мужем родились в советское время, молодость прошла в эти годы. Тогда господствовало атеистическое мировоззрение. И так совпало, что и у меня, и мужа были верующие бабушки, которые заложили нам основы православия.
Но тем не менее, наше пребывание в храме ограничивалось только тем, что мы приходили, ставили свечи, молились своими словами. Это занимало минут десять, а затем со спокойной душой и чувством исполненного долга шли домой. Даже, когда решили стоять всю Литургию, далось нам это не сразу. Мало что понимали. Я смотрела на многих прихожан с завистью - они знают что делают, для них в храме все имеет смысл, на их лицах отражалось доверие, наверное, к Богу. Мне казалось, что каждое их движение имеет смысл, а у меня не так. Я была растеряна, хотя и начала покупать необходимые богословские книги, которые начали издаваться в перестроечное время. Но не было у меня знания Бога! Я думала: «Господи, ну почему у других есть это знание, а меня нет?».
И вот, однажды, муж приходит с работы и приносит книгу, которую ему подарила в тот день игумения Иоанна, это «Лето Господне» И.С. Шмелева. Муж восклицает: «Не поверишь,где я сегодня был! В скиту от нашего восстанавливающего Иверского монастыря. Встречался с настоятельницей, обсуждали вопросы строительства. И она ведёт диалог на равных, будто имеет в этой сфере какой-то опыт!» А за плечами у матушки, был только монастырский опыт. В общении с ней, я иногда высказывала своё восхищение и удивление, как это удаётся монахине, недавно ставшей настоятельницей, управлять таким большим монастырем. Предполагала, что дело в ее необыкновенных способностях. Но матушка просто отвечала: «Дело не в способностях, это Богородица направляет. Была бы другая игумения, Богородица бы и ее научила!»
Одновременно у нас с мужем началось знакомство с творчеством И.С. Шмелева и духовным опытом игумении Иоанны. Через них мы ощутили аромат православия, как принято говорить, духовную преемственность с многовековой православной русской традицией, почувствовали, наконец, простоту и сердечность русского человека. Именно матушка Иоанна настояла на нашем участии в Литургии. Хотя давалось это совсем нелегко, первое время несколько раз за службу выходили на улицу передохнуть. Муж даже спрашивал у игумении: «Матушка, а можете Вы за нас помолиться, просто замолвить словечко перед Богом?». Что меня тогда удивило, на матушкином лице не было и тени осуждения, даже удивления не было. Мне показалось, что она нам посочувствовала. Деликатно, но настойчиво, преодолевая наше сопротивление, игумения Иоанна настояла, чтобы мы начали исповедоваться и причащаться. Тогда я вспомнила, как я просила у Бога, чтобы Он помог мне стать такой же прихожанкой как все, кто живет церковной жизнью. С чудесными священниками нас матушка тогда познакомила - это очень опытный священник отец Гермоген, протоиерей Стефан (ныне почивший), с совсем молодым тогда отцом Софронием (ныне он епископ) и отцом Зосимой (ныне священноигумен), отцом Аристархом (ныне настоятель мужского монастыря). Позже, по приглашению матушки, из Псково - Печерского монастыря приехал архимандрит Августин, имеющий большой священнический опыт. Мы увидели, что эти люди не просто служат Богу, верят в Бога, но знают Его и доверяют Ему. И какие бы волнения не происходили в Церкви, перед нами всегда лица этих людей, которые знают, что церковь Христова нерушима и врата адовы не одолеют ее. Так Господь внял моим пожеланиям и привёл меня и всю мою семью в Церковь.
Мне было интересно, а как же Господь привёл в Церковь игумению Иоанну? Ведь не всегда же она была монахиней! Да, у нас были беседы о ее детстве, юности. И вот однажды, я как раз находилась у неё в гостях, ей позвонили и пригласили на радио дать интервью, надо было ехать сразу же. Матушка говорит мне: «Поехали со мной! Будете мне поддержкой!». Я обрадовалась. Поехали. У меня была роль наблюдателя, но одновременно я имела возможность записать это интервью в свой блокнот. Постаралась записать подробно, но оговорюсь, это мероприятие состоялось двадцать лет назад. И вот теперь, я его нашла и хотела бы представить в этой статье.
Журналист: Матушка, монастырь разрушен, в запустении. Что Вы почувствовали, когда приехали и увидели монастырь в таком состоянии?
Игумения: Я положилась на Волю Божью. Заветная мечта - чтобы был восстановлен Иверский храм (и мечта сбылась!).
Журналист: А как Вы относитесь к тому, что монастырь находится в самом центре города?Ведь известно, что монастыри всегда считались удалёнными обителями.
Игумения: Не место спасает человека, а человек место! Ушли из этого мира потому, что места в этом мире нет. Чувствую, что монастырь окружают невидимые стены. Хранит благодать Божья.
Журналист: Что Вы можете рассказать о себе?
Игумения: Родилась в Сталинграде, росла с мамой, которая работала бухгалтером одного из предприятий Сталинграда. Отец погиб на фронте. Мама была очень верующим человеком. Наш дом находился в полутора километрах от православного храма. Поэтому в детстве я всегда участвовала в церковных богослужениях. В юности я была очень впечатлена встречей со схимонахиней Феодосией, с ней я посещала уцелевшие женские монастыри на Украине. Сомневалась, оставаться мне в миру, или стать монахиней. За советом мы с мамой поехали в Свято - Успенскую Почаевскую Лавру к отцу Иосифу (Головатюку), старцу высокой духовной жизни. Впоследствии он был прославлен в лике святых как преподобный Амфилохий Почаевский. Я спросила у батюшки: «Как мне жить дальше? Остаться в миру или в монастырь идти? Благословите!». Он приблизил меня к себе, обнял и сказал: «Благословляю всегда жить с Господом». Перекрестил меня. Отец Иосиф скончался в 1970 году. Много он людей исцелил. Много гонений претерпел.
А в 1963 году приняла постриг мама, в 1964 году приняла постриг я . Устроиться в монастырь было сложно в то время, начались хрущевские гонения, храмы и монастыри закрывали. Но все же, со временем, удалось поступить в Красногорский монастырь в четырёх километрах от города Золотоноши. Прожили там как в раю. Не было электричества, зажигали лучину. Монастырь - это университет самопознания, возможность научиться любви, терпению, смирению.
Журналист: Матушка, а ещё, с другими старцами Вы встречались? Какова их роль в Вашей жизни?
Игумения: Конечно. Вот была в моей жизни встреча с отцом Парфением, он почил в 1990 году. За несколько лет до своей кончины он сказал мне: «Если тебя будет начальство куда переводить, не противься, иначе отнимется благодать Божья». Ещё замечательная встреча была. В Золотоноше тогда жила блаженная Степанида. Она много потрудилась для монастыря. За два года до того, как я стала настоятельницей, я ее просила: «Степанида, помолись обо мне!» - и слышу в ответ: «Спаси Господи и помилуй игумению...как тебя зовут?». Хотя я тогда и помышлять об этом не могла. Потом блаженная Степанида с радостью провожала меня в Самару.
Журналист: У Вас в монастыре находятся мощи священника Александра Чагринского, недавно прославленного в лике святых. Как это влияет на духовную жизнь в монастыре?
Игумения: Мы чувствуем, что батюшка с нами рядом, близко. Ежедневно совершаем молебны. Сёстры прикладываются к его мощам и просят помощи в преодолении внутренней брани. Я впервые прочитала, ещё живя на Западной Украине, об Александре Чагринском, мне было 19 лет. Я записала его к себе в синодик и всю жизнь о нем молилась. И когда узнала, уже будучи в Самаре, от отца Софрония, что недалеко, в области, есть могила батюшки, я увидела в этом Промысел Божий.
Журналист: Матушка, какое Ваше любимое выражение, которое Вы часто поизносите?
Игумения: Их много, одного-то и нет. Например: «Что бы ни случилось, слава Богу за все», или вот это: «Господи, да будет твоя святая Воля!». Преподобный Игнатий Брянчанинов считал, что нужно знать Священное Писание, тогда в любое время у нас будет ответ на жизненные вопросы.
Мне и моей семье доводилось навещать матушку в последние месяцы ее жизни, болела тяжело, но не роптала. Один раз на Рождество даже спела колядку. Мы были растроганы до слез. У матушки над кроватью висел настенный коврик, где были изображены стада овец, которые паслись на зелёных холмах. Картина была похожа на библейскую и одежда пастуха была из того времени. Это не так уж удивительно, ведь и сам ковёр матушка покупала в Иерусалиме, когда находилась там в паломнической поездке. На картине одну овечку пастух держал на руках. Матушка сказала: «Овечка болеет, ей тяжело ходить по траве, пастырь взял ее на руки». Я поняла так, матушка чувствовала, что Христос держит ее на руках своих.
Отошла ко Господу матушка 22 ноября 2020 года. Одна из моих дочерей, когда ездила проститься, подумала о том, что в матушке удивительно сочеталась любовь к жизни с подготовкой к смерти. Схиигумения Иоанна погребена в правой стороне храма иконы Иверской Божьей Матери, который она успешно восстановила, под спудом. Там ее портрет и всегда живые цветы.