Имя, которое это место получило шесть веков назад, пожалуй, и есть самое точное: Лосиный Остров. Почти 13 тысяч гектаров охраняемой территории, со всех сторон окруженной многомиллионным городом. Зеленый остров, где обитают редкие животные и птицы средней полосы России, растут травы, занесенные в Красную книгу, но царствует, конечно, он – огромный, величественный, увенчанный массивными рогами, самый сильный зверь наших широт, с которым не рискнет иметь дело даже медведь. Лось. Как живется ему и другим обитателям национального парка бок о бок с человеком?
Текст: Екатерина Жирицкая, фото: Александр Бурый
Наблюдать за птицами сюда лучше приезжать весной, а за животными – зимой. Не только потому, что на белом их разглядеть проще, чем среди веток и листвы. Кажется, что зимой звери на время забывают, что они – дикие. Гонимые голодом, выходят туда, где заботящиеся о них люди приготовили кормушки с сеном и солонцы с каменной солью. Будто в знак благодарности, олени, лоси, кабаны не уходят в лес сразу, а дают разглядеть себя не только ветеринарам и ученым, но и обычным горожанам, у которых шанс увидеть обитателей Лосиного Острова в их естественной среде обитания почти равен нулю...
Мы приехали, когда животным только что положили в кормушки еду. Но первыми нас встречают не лоси – перекусить сеном к подкормочной площадке выходят пятнистые олени во главе с красавцем-вожаком. Стая тревожно поглядывает на стоящих в отдалении людей, готовая в любой момент сорваться с места, но в конце концов успокаивается и принимается за еду. «Олени очень осторожны, их основной инстинкт выживания – страх, стремление как можно быстрее убежать от опасности. Они знают, что, если люди подходят к ним со стороны биостанции, опасности нет. Но если попытаться зайти со стороны Яузы, стая сразу развернется и убежит», – объясняет сотрудник биостанции, экскурсовод Иван Юткин.
Пятнистого оленя завезли в Лосиный Остров с Дальнего Востока еще в начале 1970-х: тогда на свободу выпустили около 20 животных. С тех пор в национальном парке не было прилива «свежей крови», поэтому олени находятся под особым наблюдением ветеринаров. Замкнутые популяции – не вполне нормальное состояние для диких животных. Для оленей характерны миграции, между разными популяциями должен происходить обмен биологическим материалом. Особо охраняемые территории обычно и создают коридоры между участками дикой природы – дрейф генов помогает избежать вырождения. Чтобы не допустить генных мутаций в национальном парке, ученые следят за здоровьем оленей. Зимой, когда стадо с территории Лосиного Острова приходит кормиться на биостанцию, животных отлавливают. Специалисты собирают у них образцы крови, шерсти, переносным аппаратом УЗИ тестируют работу щитовидной железы, почек, печени, сердца. После этого животному на ухо вешается бирка с порядковым номером, по нему заводят паспорт зверя, куда заносят все его показатели.
Но, несмотря на свою красоту, все же не олени главные обитатели национального парка. Это – животные, давшие ему название. Лоси.
Напротив бывшего егерского дома, где расположились службы биостанции, начинается ряд вольеров. Они захватывают часть поля и уходят в глубину леса. Лоси – животные не стадные, поэтому на биостанции каждый представитель этого вида живет в отдельном вольере. Самцы здесь содержатся, только если им нужна медицинская помощь, здоровые особи очень сильны: взрослый лось легко перепрыгнет высокий забор и убежит. А вот обитательницы вольеров, кажется, не стремятся уходить далеко от людей. Красавица и умница Дина отдыхает неподалеку под березами, а любопытная Марго подходит прямо к изгороди и тянется к ладони бархатными губами.
В следующем вольере весь снег перемешан с песком – здесь вырыли себе лёжки кабаны. Дикие животные выглянули из деревянного домика и, похрюкивая, подозрительно глядят на непрошеных гостей. Лосиный Остров живет своей обычной зимней жизнью.
НА МЕСТЕ ЦАРСКИХ УГОДИЙ
Национальные парки в России стали создавать только с середины 1980-х, и «Лосинка» стала второй по счету территорией с подобным статусом. Запертый с одной стороны Ярославским, с другой – Щелковским шоссе парк протянулся от Сокольников до Щелкова. Чуть менее трети территории Лосиного Острова находится в черте города, основная часть – в области.
С XVI века здесь располагались царские охотничьи угодья – так называемая «Лосинопогонная дача». Это сейчас территория Лосиного Острова в основном покрыта лесом, раньше же она была луговой, с небольшими островками рощ. Псари выгоняли лосей – самую крупную местную дичь – на открытое пространство и гнали их на охотников. До середины XIX века охотничьими угодьями были и находящиеся в Лосином Острове болота в истоках Яузы, там охотились на водоплавающую птицу.
На территории Лосиного Острова берет начало и первый московский водопровод, который доставлял в столицу питьевую воду. По преданию, Екатерина II ехала в Троице-Сергиеву лавру и остановилась у Мытищ «испить чайку». Там ее напоили мытищинской родниковой водой. Угощение так понравилось императрице, что она издала указ – «быть мытищинской воде в Москве», это и послужило началом строительства Мытищинского водопровода.
Национальным парком Лосиный Остров стал в 1983-м. Долгие годы здесь был большой леспромхоз, а животные просто жили на его территории. В исторической части Лосиного Острова леса сохранились практически в нетронутом состоянии. Здесь есть и хвойники, и березовая Алексеевская роща, и сосняки, и липняки. Одна из главных целей, ради которых создавался национальный парк, и заключалась в том, чтобы сохранить нетронутым этот уголок дикой природы – насколько она может быть дикой в 8 километрах от Кремля.
Лосиная биостанция была открыта здесь в 2002 году. В советское время за порядком в Лосином Острове следили егеря. В 1980–1990-е годы посторонние свободно гуляли по всей территории национального парка. В это время охраной лосиноостровских животных занималась егерская служба. Но в начале 2000-х егерей упразднили, а в доме егерской службы расположилось управление биостанции. Сегодня часть Лосиного Острова недоступна для посторонних, но на территории национального парка есть несколько объектов, которые, как и биостанция, открыты для туристов.
Биостанция была создана для помощи диким животным, в первую очередь лосям. Она стала пунктом передержки, где животные проходят реабилитацию. Животные из Лосиного Острова уходят не только в подмосковные леса, но и в Вологодскую, Тверскую, Костромскую области. Однако дикие обитатели биостанции порой так сильно привыкают к людям и вкусной и доступной еде, что возвращаются, даже если их выпускают в дикую природу.
ОПАСНЫЙ ГОРОД
Лоси достаточно спокойные животные. Исключение составляют два периода. Первый – когда у лосих в мае рождаются детеныши и мать будет любыми способами защищать территорию, где прячутся лосята. Второй – конец августа, брачный период. Тогда агрессивными становятся самцы, воспринимающие человека как конкурента.
В отличие от оленя лось не боится человека и может выйти за границы национального парка – в городскую застройку. Сейчас у людей поменялось отношение к диким животным, отмечает научный сотрудник, ведущий орнитолог Александр Солоха. Горожане радуются, когда по окраинам национального парка бродят лоси, бегают лисицы, и пытаются их прикормить. «Люди у нас добрые, но доброта эта дикая», – невесело констатируют сотрудники Лосиного Острова. Вот лось вышел зимой в город, стоит, объедает кустарники. Видя это, прохожие начинают за него переживать: «Бедное животное голодает, ест замерзшие ветки». Им и в голову не приходит, что ветки – естественный корм, которым лось питается зимой. Он объедает кору, побеги, а из сухих трав интересуется только лечебными. «Сердобольные» наблюдатели начинают подкармливать зверя. Носят лосям овощи, фрукты, булочки. Лосю такой едой питаться нельзя. В крайнем случае его можно подкормить подсушенным черным хлебом с солью, а от дрожжевого теста в желудке у животного начинается брожение, он заболевает. Люди же спорят, что ему лучше принести – пирожки с сосисками или пиццу, рассказывают о безграмотности горожан сотрудники биостанции.
Но даже если побывавшее в городе дикое животное не отравится, его потом все равно придется отправить на реабилитацию. Сотрудники вспоминают, как несколько дней пришлось выслеживать лося, который бродил по Измайлову. Лось гулял по небольшому огороженному скверику в районе Измайловского парка. Люди, увидев лося, подходили к нему, кричали, пытались подъехать на велосипедах, сфотографироваться, почесать за ушком, сесть верхом. В конце концов напуганное избытком внимания животное перемахнуло через забор и ушло в сторону Измайловского лесопарка. Лось пересек шоссе Энтузиастов – хорошо, что рядом оказался сотрудник ГИБДД, который остановил поток машин. На следующий день беглец вальяжно разгуливал по Измайловскому лесопарку, потом вышел к Вешнякам, откуда его и забрали наконец сотрудники биостанции.
Такие случаи происходят регулярно. В 2010 году ветеринары вывозили из Москвы лосиху, которая забрела в депо Казанского вокзала. Часто лоси заходят на территорию институтов МИСИ и РГСУ, которые примыкают к Лосиному Острову. В 2006 году лосиха забежала в гаражный кооператив между станциями Лось и Лосиноостровская. Лоси часто ходят по Королеву. Этот город Московской области граничит с Лосиным Островом, и на территории национального парка есть участок, где проходит Акуловский водоканал; вдоль канала нет ограждений, и животные беспрепятственно мигрируют из леса в город.
За пределы национального парка лоси выходят по пять-шесть раз в год. А на территории парка их можно увидеть на Бумажной просеке, пересекающей его от улицы Проходчиков до Лосиноостровской. Там гуляет много людей, а лоси лежат рядом с тропой и, кажется, не слишком боятся прохожих.
На территории национального парка жила лосиха по кличке Малышка. Она была дикой, но приходила зимовать на биостанцию. Возвращалась в конце ноября, всю зиму паслась около кормушек, а с конца марта на все лето уходила в подмосковные леса до города Щелкова. В соцсетях была фотография, рассказывает Иван Юткин, на которой Малышка стоит на крыльце магазина «Магнит», а выходящие из дверей люди кормят ее овощами.
ОПЕРАЦИЯ ПО СПАСЕНИЮ
Но рано или поздно заметившие лося люди звонят в службу спасения 112, а те, в свою очередь, обращаются на биостанцию, и ее сотрудники отправляются к месту происшествия. Сначала выезжают инспектора оперативно-патрульной службы. Они проверяют информацию и пытаются скоординировать усилия всех сторон, занятых спасением животного. Привлекают городские службы, полицию; их задача – ограничить движения зверя, чтобы местные жители меньше пугали его.
А потом лося предстоит вернуть в естественную среду обитания. Однако это большое, сильное и дикое животное невозможно, как лошадь, завести в перевозку и транспортировать. Сначала ему делают укол миорелаксанта и только потом грузят в прицеп. Часто подъехать вплотную к усыпленному животному невозможно, и ветеринарам приходится нести его до машины на растянутом брезенте на руках.
Выход в город для лося всегда стресс, и пережившее его животное может не справиться с нагрузкой при перевозке. Препараты, с помощью которых обездвиживаются животные, это мягкие снотворные, поэтому лось спокойно засыпает и плавно просыпается. Но неизвестно, не получил ли он травму, пока в панике метался по городу, не потянул ли связки, не вывихнут ли сустав, пока его грузили в машину.
Помимо стресса от контактов с людьми и расстройства желудка от их избыточной заботы еще одна опасность для лося – оживленные магистрали. Сотрудники принимают все возможные меры, но не могут полностью защитить животных. Для лосей автомобильные аварии почти всегда – смертный приговор. При столкновении с машиной лоси получают переломы ног, кости у взрослых животных не срастаются, и они погибают. Молодых же лосят с поврежденными конечностями, если их обнаружить вовремя, еще можно спасти. На сломанную ногу ставят аппарат Елизарова, ежедневно промывают и обрабатывают рану, чтобы не допустить нагноения. И хотя подобное лечение трудоемко, потом лосята смогут жить в дикой природе.
Под наблюдением ветеринаров биостанции животных лечат, откармливают, выхаживают – это называется передержкой. В это время лоси живут на биостанции в вольерах. Животные находятся на биостанции до полного выздоровления, после чего их снова выпускают на волю.
Заблудившиеся лоси, кстати, не всегда попадают в город именно из Лосиного Острова, иногда они забегают туда из подмосковных лесов. А вновь выпускают их на волю всегда на территорию национального парка. Эта капля «свежей крови» разбавляет генофонд местной популяции, однако целенаправленно в национальном парке животных не разводят. Территория Лосиного Острова ограниченна, на ней не может прокормиться большое количество животных, поэтому их поголовье здесь не меняется годами. В Лосином Острове живет более 50 взрослых лосей, порядка 180 пятнистых оленей и 80 кабанов. Из года в год рождается молодняк, естественным процессом идет и убыль животных.
ЛИСЫ ВМЕСТО СОБАК
Как и пугливый олень, кабан тоже редко выходит к людям. В основном это происходит в дачных поселках, где люди оставляют неубранными остатки пищи и невольно прикармливают зверей. А вот лисица в городе – частая гостья. Лисы с удовольствием роются в свалках, а иногда люди специально прикармливают зверей. Например, в пригороде Королева в 2018 году поселилась лисица – люди ее приручили шашлыками. На окраине Королева есть место, хорошо известное окрестным жителям, – 106-й квартал Мытищинского лесопарка, так называемые «Коржевские культуры». Эта территория относится к Лосиному Острову. Там в лесу идут параллельно друг другу асфальтированная и грунтовая дороги. По грунтовой дороге пролегает граница Лосиного Острова. Она отмечена знаками, запрещающими разводить открытый огонь. Но местные жители нашли выход: отдыхают в самом парке, а мангалы вытаскивают ближе к асфальту. Они готовят мясо за пределами Лосиного Острова и не нарушают закон, но оставляют кусочки мяса, за которыми приходят лисы.
В поисках еды животные выбегают за границу национального парка и обосновываются в городе. Недавно рядом с цветочным хозяйством в городе Королеве рыжая хищница выкопала нору и родила лисят. Естественно, мать научила детенышей искать пищу у людей. И когда лисята на следующий год подросли, они уже самостоятельно бегали вдоль аллеи одного из парков Королева, подбирая человеческую еду.
То, что лисы начали чаще забегать в города, стало одним из последствий борьбы с бродячими собаками. Собак вывели, а их место благополучно заняли лисы. При этом вылавливать лисиц в городе очень тяжело – они хитрые и избегают встреч с людьми. Более того, когда сотрудники МЧС изымают лис из города, они вынуждены использовать средства, которые могут травмировать животное. И даже если удастся поймать щенков, а мать останется в городе, лисятам без нее в дикой природе не выжить. В этом случае их тоже привозят на передержку в специальные организации.
Не только люди могут быть опасны для лис, но и лисы могут стать опасными соседями – именно они являются переносчиками бешенства. Лосиный Остров граничит с несколькими крупными городами – Мытищами, Королевом, Балашихой, Щелковом и, конечно, Москвой. Поэтому два раза в год сотрудники национального парка раскладывают возле лисьих нор и троп приманки с вакциной, чтобы зверь мог найти ее и съесть.
ЗАПОВЕДНЫЕ БОЛОТА
На территории национального парка начинается река Яуза, здесь располагается уникальный водно-болотный комплекс. Мытищинские плавни, западная часть которых находится на территории Лосиного Острова, одно из самых крупных охраняемых водных угодий в Подмосковье. Когда-то здесь были Яузские болота, и историческое название этой местности сохранилось до сих пор. И хотя сама Яуза начинается в 5 километрах отсюда, эта территория относится к Верхнеяузью – здесь проходит русло реки. Раньше эта местность была подтоплена, но к 1980-м годам торф выработали, и на месте болот образовались заполненные водой карьеры. Сложился озерный комплекс – с обширными плесами, зарослями тростника.
Верхнеяузский водно-болотный комплекс служит примером того, как даже по соседству с мегаполисом можно сохранять ценное водное угодье. Здесь обитает множество водоплавающих птиц, бобры и ондатры. Но главная достопримечательность болот – крупнейшая в Московской области колония озерных чаек. Птицы находятся на территории Лосиного Острова в течение двух месяцев. Гнездятся, выводят птенцов, а потом улетают. Помимо чаек на Верхнеяузских болотах насчитывается до полутора тысяч птиц других видов, в том числе серый гусь, красноголовый нырок, чернозобая гагара, красношейная поганка.
Каждый год ученые Лосиного Острова делают новые открытия. Например, в 2020 году они обратили внимание на долгое пребывание в Мытищинских плавнях лебедей-шипунов. Это были дикие, не прирученные человеком птицы. 39 особей прожили в Лосином Острове до начала декабря. Даже когда плавни начали покрываться льдом, они пытались здесь задержаться. И хотя в конце концов им пришлось улететь, это была первая зафиксированная орнитологами попытка лебедей-шипунов остаться на зимовку в Московской области.
Лосиный Остров – территория, где природу не только охраняют, но и интенсивно изучают. Помимо сотрудников парка эти исследования ведут ученые Института географии и Института лесоведения РАН. Они наблюдают за состоянием природных сообществ, в частности за уровнем загрязнения атмосферы. Индикаторами загрязнений на московской части национального парка уже много десятилетий считаются лишайники. В определенных условиях одни лишайники выживают, другие погибают или переходят в угнетенное состояние. Среди них есть виды, которые являются естественными индикаторами и непосредственно указывают биологам на пятна загрязнений, возникающих на территории Лосиного Острова.
В России ученых, исследующих лишайники, можно пересчитать по пальцам. Один из них, доктор биологических наук Алексей Васильевич Пчелкин, уже много лет занимается лишайниками ближнего Подмосковья. Его поле исследований – московская часть национального парка, где влияние загрязненной атмосферы наиболее сильно. Исследования лишайников-анабиотов помогают понимать состояние природных комплексов и, при необходимости, разрабатывать меры по их защите. Ведь от этого зависит жизнь всех живых существ, населяющих Лосиный Остров. Сможем ли мы сохранить обитающих в национальном парке и занесенных в Красную книгу серого сорокопута и скопу, орлана-белохвоста и зеленого дятла, европейскую норку, орешниковую соню и десятки других диких животных и птиц? Мы, люди, не самые лучшие соседи для них...