Найти в Дзене
Надежда Цветкова

ВНУТРЕННИЙ КОНФЛИКТ... кто с кем конфликтует?

Решающим фактором, препятствующим становлению личности ребёнка в условиях родительской семьи, становится непризнание в нём права на свободное внутреннее развитие того потенциала, который в нём заложен. Напротив, родители стремятся реализовать в ребёнке свои собственные потребности, «надуманные» проекты, связанные лишь с внешней успешностью. И тогда воспитание становится принуждением,
Решающим фактором, препятствующим становлению личности ребёнка в условиях родительской семьи, становится непризнание в нём права на свободное внутреннее развитие того потенциала, который в нём заложен. Напротив, родители стремятся реализовать в ребёнке свои собственные потребности, «надуманные» проекты, связанные лишь с внешней успешностью. И тогда воспитание становится принуждением, сопровождающимся запретами, угрозами лишения любви, страхом отвержения.
Решающим фактором, препятствующим становлению личности ребёнка в условиях родительской семьи, становится непризнание в нём права на свободное внутреннее развитие того потенциала, который в нём заложен. Напротив, родители стремятся реализовать в ребёнке свои собственные потребности, «надуманные» проекты, связанные лишь с внешней успешностью. И тогда воспитание становится принуждением, сопровождающимся запретами, угрозами лишения любви, страхом отвержения.

Наверное, хорошее воспитание исходит из признания родителями наличия чудесной Сущности в ребёнке… Но разве это не чудо, что каждое рождённое на свет человеческое дитя способно стать Человеком Разумным! Для этого всего лишь нужны подходящие условия.

Мне нравится рассматривать Личность как личную позицию по отношению к Сущности в себе, как видение её в себе, как признание её правомочности в своей жизни, как хорошее к ней отношение. При плохом же отношении Личности к себе Сущность в человеке находится в изгнании, не признаётся, лишается правомочности на существование. А без неё человек несчастлив, и жизнь его бессмысленна.

Исследуя Внутренний конфликт, очень удобно эту пару обозначать и как Родитель критикующий и Дитя адаптированное, тогда легко понять их отношения внутри нас. Они похожи на отношения ребёнка со значимой родительской фигурой (чаще это мама).

Проблемой человека становится то, что под влиянием страха отвержения ребёнка его старшими, то есть, в условиях угрозы его безопасности, он способен «временно отречься» от собственных детских потребностей, соглашаясь на послушание. И даже в 1,5 года ребёнок способен принять жизненно важное Детское решение, позволяющее приспособиться к условиям родительской семьи за счёт собственного ограничения своих свобод.

Ранние Детские Решения формируются в условиях нарушенной безопасности ребёнка, поэтому «сцеплены» с сильнейшими переживаниями страха, стыда и вины, что придаёт им силу веры (абсолютных истин), и от них непросто избавиться, даже выявить их.

Именно они, а не осознанный выбор начинают управлять поведением ребёнка. Это сохраняется и во взрослой жизни, когда послушание уже неактуально для человека. Но, будучи неосознаваемым, раннее Детское Решение о послушании способно негласно руководить жизнью и взрослого человека, создавая ему проблемы.

Так человек оказывается в состоянии Внутреннего конфликта, когда внутренний запрет молниеносно срабатывает в ответ на проявление запрещённой потребности в себе. В душе человека возникают два взаимоисключающих «хочу»:
1) быть послушным, чтобы избежать наказания - этого требует Внутренний Родитель;
2) нарушить запрет, чтобы получить желаемое удовлетворение - этого желает Внутренний Ребёнок.

В этом противостоянии человеческий ум поставлен в ситуацию неразрешимости – он должен найти два взаимоисключающих решения. Однако внимание не способно раздваиваться. Поэтому «свет сознания» как луч фонаря прикован страхом к главной задаче: не нарушить запрет. И здесь поведение очень бдительное.

Но в целом сознание в это время суживается, поскольку ориентируется лишь на источник угрозы. И на вторую задачу – поведение по поводу удовлетворения естественной потребности внимания уже не хватает. Оно остаётся «во тьме неосознанности»... отчего могут приниматься безответственные, неполезные для своей жизни решения.

Восстановлению целостности сознания способствует разоблачение и отмена Раннего Детского решения и Детского Жизненного сценария на его основе. Такое освобождение от детских ограничений даёт человеку другое восприятие себя и новое качество жизни.

«Одного дзенского мастера спросили: «Что вы обычно делали до того, как стали Просветлённым?». Он сказал: «Я обычно рубил дрова и носил воду из колодца».

Затем его спросили: «А теперь, когда вы стали Просветлённым, что вы делаете?». Он ответил: «Что же ещё я могу делать? Я рублю дрова и ношу воду из колодца».

Вопрошающий, естественно, был озадачен. Он спросил: «В чём тогда разница? Перед Просветлением вы делали это и после Просветления делаете то же самое, в чём тогда разница?».

«Разница большая. …Перед тем, как я стал Просветлённым, это было обязанностью, которую мне приходилось выполнять, делать нехотя, заставляя себя. Я делал это потому, что мне приказали это делать; мой учитель велел мне рубить дрова, поэтому я и рубил. Но в глубине души я злился, хотя внешне я ничего не говорил.

Теперь я просто рублю дрова, потому что знаю сопряжённую с этим красоту и радость. Я ношу воду из колодца потому, что это необходимо. Это уже не обязанность, а моя любовь. …Именно из этой любви я рублю дрова. Из этой любви я ношу ему воду из колодца. Теперь появилось большое различие. Нет неохоты, нет сопротивления. Я просто откликаюсь на момент и на текущую необходимость» 
(дзен-буддийская притча).

Авторская статья
из моей книги
"О восстановлении самоценности человека"

https://cvetkova.ru/ Школа самоценности