Не знаю как вы, а я догадываюсь, почему русскоязычный рок не вырвался по-взрослому на мировую сцену. Дело не в талантах. Дело в поклонниках, которые привыкли слышать, в основном, композиции на английском. От того беда и иных, поющих не на английском, замечательных рок-команд. Международным, однако, считается.
Но ладно о грустном… Мои постоянные читатели и подписчики знают, что я вдумчиво и целеустремленно исследую рок-архивы шестидесятых, зачастую извлекая на свет подзабытые и малоизвестные рок-группы. Их на моем канале ЮРИЙ КИСЛОВ уже за сотню. Подписывайтесь, и обрящете…
Даже не знаю, как охарактеризовать стиль этой интересной команды: джаз-рок, или рок-джаз. Много чего намешано в их музыке. Так что буду честен – если вы ожидаете услышать рок чистой воды – это не для вас. Но если вы желаете познакомиться с группой, которая оказала значительное влияние на дальнейшее развитие прог-рока – вперед!
Но самое прикольное это то, что они выдумали свой язык. Который, как я догадываюсь, и сами не понимали.
Серьезные музыкальные критики считают, что группа придумала новый стиль, или новое направление прогрессивной музыки. Назвали это направление ZEUHL-прог. Так что не путайте с ХАРУ МАМБУРУ Максима Покровского…
Знакомьтесь, если еще не знакомы – французская группа MAGMA.
Её основатель – барабанщик Кристиан Вандер, был сыном профессионального джазового пианиста. С детства слушал классический и авангардный джаз, и насытился им до не могу. Для него такие великие имена как Джон Колтрэйн и Элвис Джон – не пустой звук. Он и сам получил классическое музыкальное образование: папа настоял.
Наигравшись вдоволь в различных ритм-энд-блюзовых коллективах, и заодно всерьез озаботившись экологическими проблемами Земли, Кристиан Вандер и создал в 1969 году рок-команду MAGMA. Почти одновременно он придумал некую планету КОБАЙЯ, и, соответственно, кобайянский язык, на котором затем почти все песни MAGMA и исполнялись.
Основной темой стали взаимоотношения инопланетян из КОБАЙИ с нами грешными, - землянами.
Состав команды дико менялся, насчитывается несколько десятков участников. Но для нас важны те, кто записали первый альбом.
Это Тедди Ласри (труба, флейта, саксофон), Клод Энгель (вокал, гитара и флейта), Эдди Раббин (пианино), Лоран Тибо (бас-гитара), Рене Гарбер (вокал), Йошко Шеффер (гитара), ну и понятное дело – сам Кристиан Вандер за барабанами.
Первый дебютный альбом этой команды был двойником. Назвался «Magma» и явился на свет в 1970 году. Основная тема – прибытие группы землян на планету Кобайя и знакомство с ней: миропорядок, экология, обычаи, вкусы и т.д. Понятно, что земляне приглашают кобайян посетить Землю. Я бы назвал всё это прогрессивным джаз-роком.
Затем (я вас предупреждал!), в группе произошли некие кадровые перестановки, и в 1971 году мир услышал второй альбом на кобайянском языке под названием "1001° Centigrades". В нем инопланетяне прилетают на Землю с ответным визитом. Местные власти, видно приняв их за «желтые жилеты», захватывают корабль кобайян, и им на выручку прилетают товарищи с КОБАЙИ. До кровавых разборок дело не дошло, но за землян, мне лично, стыдно.
В третьем альбоме под названием "Mekanik Destruktiw Kommandoh" (1973 год) появляется пророк Небер Гюдатт, который сообщает, что земляне могу спастись, только очистившись. Причем не просто так, а с помощью священного кобайянского гимна "Zeuhl Wortz". В альбом участвует хор.
И вот тут-то и появляется нечто, что можно назвать новым словом в музыке: оригинальный саунд, где замешаны джаз и рок, элементы оперы и классической музыки XX -го века.
Критики отмечают:
«Впоследствии в схожей манере работали и многие другие (в основном французские) команды, а новый жанр был назван кобайянским словечком "zeuhl"»…
Следующий студийник MAGMA назывался "Kohntarkosz» (1974 год). Здесь команда отошла от джазовых импровизаций, композиции слушаются как нечто более структурированно. Но куда от них деваться, от фантазий Вандера! В альбоме рассказывается об открытии археологом Контаркоцем гробницы фараона Эментех-Ре.
Пропущу музыку к фильму «Тристан и Изольда» - между прочим, талантливая музыка, в основном сработанная лично Кристианом Вандером.
Следующий альбом "Udu Wudu" (1976 год), и вновь огромные перемены в составе. Появляется, в частности, басист и клавишник Жанник Топ, который забирает под свои композиции половину записанного материала. На нем поет Стела Вандер, жена Кристиана. Более короткие, чем обычно, композиции и много партий для синтезатора.
Группа на грани развала, но Вандер, собрав силы, пишет альбом 1978 года под названием "Attahk": фанк, ритм-энд-блюз, госпел и поп-музыка. Фанаты MAGMA разочарованы: им хочется услышать продолжение космической эпопеи…
MAGMA вновь собираются через шесть лет, поют на английском и французском, ведут гастрольную деятельность (у них куча концертных альбомов), затем вновь поют на кобайянском в альбомах "K.A." и "Emehntehtt-Re": там звучит их фирменный zeuhl-стиль.
Но я, как вы можете убедиться, пишу в основном о славных и прекрасных шестидесятых, когда эта рок-команда родилась. Мощная команда, что там говорить. Достаточно сказать, что в MAGMA играл Дидье Локвуд, который считается лучшим в мире джазовым скрипачом.
Вот их студийные альбомы:
1970 — Magma
1971 — 1001° Centigrades
1973 — "Mekanik Destruktiw Kommandoh"
1974 — Ẁurdah Ïtah (саундтрек к фильму «Тристан и Изольда»)
1974 — Köhntarkösz
1976 — Üdü Wüdü
1978 — Attahk
1985 — Merci
2004 — K.A (Köhntarkösz Anteria)
2009 — Ëmëhntëhtt-Rê
2012 — Félicité Thösz
2014 — Rïah Sahïltaahk
2015 — Šlaǧ Tanƶ
2019 — Zess, le jour de néant
Согласитесь, друзья, и об этом тоже нужно знать. Посмотреть. Послушать. Это была сумасшедшая эпоха. В которую порой так хочется вернуться…
На сегодня - всё. Встретимся завтра. Подписывайтесь, если еще вы этого не сделали, на мой канал ЮРИЙ КИСЛОВ. Обещаю - не заскучаете. Жду ответов, лайков, споров и мнений. С уважением