В попытке сэкономить автовладельцы ищут б/у покрышки на сайтах объявлений, на рынках и по знакомым. Программы трейд-ин в белорусских магазинах авторезины приводят к тому, что на стеллажах можно найти почти новые шины.
Логика автовладельцев понятна: если повезёт с выбором, получится по хорошей цене обзавестись шинами и ездить даже на премиальной (бывает) резине ещё сезон-два.
Специалисты же отговаривают от такой покупки, рекомендуют использовать старые шины для облагораживания дачных участков, но не ездить на б/у резине. Собственно, причины такие же, как и в случае тех водителей, которые летом «докатывают» зимнюю резину с остатком протектора менее 4 мм. ведь ездить на таких шинах с 1 декабря по 1 марта запрещено ПДД.
Чем же опасны поезженные шины?
Со временем резина теряет свои свойства, о которых заявлял производитель. Химические реагенты зимой и в межсезонье, выгорание под солнечными лучами, перегрев от раскалённого асфальта и экстренное торможение - всё это приводит к тому, что материал шины трескается, расслаивается и «дубеет». Последствия разные, может даже появиться биение. Но главное - теряются сцепные свойства резины, то есть колесо хуже держит дорогу.
В протекторе - внешнем слое - каждой покрышки есть слои кремния и других включений, которые как раз и отвечают за сцепные свойства шины с дорогой.
Когда протектор истирается или растрескивается от значительных пробегов и возраста шины, микрополости резинового слоя заполняются агрессивными химикатами, и свойства материала искажаются. Визуально это незаметно, но на практике это означает плюс метр остановочного пути при экстренном торможении, например.
Другой момент - как мы уже говорили, шина состоит из многих элементов, а её каркас (корд) сплетён из текстильных, полимерных или металлических нитей. Под кордом - прослойка и стальной брекер, который препятствует проколам или порезам, и затем несколько слоёв резины, которые спаяны друг с другом.
Выходит, в процессе эксплуатации, когда шина проезжает по кочкам, терпит удары и сминается, процесс повреждений скрыт от глаза владельца. Но чем больше пробега - тем сильнее будут эти скрытые повреждения.
Если ресурс брекера выработан, нагрузка ложится на резиновые слои. От любого удара и попадания в яму на шине в таком случае могут образоваться боковые вздутия и грыжи, в худшем случае - баллон лопнет, и машина потеряет управляемость.
Большая ошибка при выборе шин полагаться на внешний сохранный вид. Даже если с виду колесо выглядит хорошо и протектор изношен несильно и равномерно - это не значит, что всё в порядке.
Даже от мелкого прокола гвоздём внутрь шины попадает вода, брекер мокнет, на его металлическом корпусе появляется ржавчина - со временем несущий элемент шины теряет жёсткость. Вспомним теперь, что владельцы как правильно продают шины когда начинают чувствовать, что их сцепные свойства нарушены. И как правило, речь идёт о любителях быстрой езды и хорошей управляемости - значит, они не щадили и «обувку» своего авто.
С учётом рассмотренных факторов, покупка б/у шин оказывается уже не выгодным приобретением, а котом в мешке. Часто подержанная резина служит недолго и подбрасывает неприятные сюрпризы.
Если вариантов нет и приходится брать б/у резину, обращайте внимание на три момента:
- Внешние повреждения. При внешнем осмотре вы не должны видеть повреждения, заплатки, вздутия. Такие шины нельзя покупать.
- Глубина протектора. Она не должна быть меньше 4 мм. Не важно, летняя или зимняя резина - опасность для водителя и пассажиров начинается уже с 2 мм остатка протектора. Чтобы измерить, хватит обычной линейки, главное измерять глубину протектора шины в нескольких точках окружности шины. Если протектор в каком-то участке будет меньше 4 мм или перепад значений в разных участках шины будет больше 1 мм, от покупки лучше отказаться.
- Возраст шин . Крайне важный параметр - спустя 6-8 лет даже внешне сохранные шины использовать нельзя. С течением времени даже если шины хранились в гараже, а не ездили по дорогам, материалы (каучук, в первую очередь) усыхают, покрываются микротрещинами и «дубенеют». Сцепление такой шины с дорогой будет никаким.Дата выпуска шины нанесена на неё - ищите комбинацию из четырёх цифр. Первые две цифра означают неделю выпуска, две последние - год изготовления. Так, отметка 0616 означает, что резина выпущена в феврале 2016 года. Таким образом проверьте даты выпуска на всех шинах - они должны быть одинаковыми.