Найти тему
Русский сталкер

Необычные дома Москвы: дом-паровоз, чьи стены помнят нашествие Наполеона

Новая Басманная д. 2/1, фото Дмитрий Соколов
Новая Басманная д. 2/1, фото Дмитрий Соколов

Москва удивительный город. Обычно, глядя на тот или иной дом можно без труда сказать в какую историческую эпоху он был построен. В частности, характерное здание в стиле «конструктивизма», расположенное по адресу Новая Басманная улица д.2/1 на первый взгляд необходимо отнести к 1920-1940-м годам. Однако, как утверждают историки, данный дом помнит еще пожар Москвы 1812 года.

Государевы амбары

Исторически в данном месте Москвы располагался Государев Житный двор, проще говоря склады зерна и иного продовольствия. Так сказать, резервный запас. Однако в середине XVIII века данная территория была выкуплена Главной Дворцовой канцелярией. Хранилище провизии, естественно, снесли, а на его месте по высочайшему повелению воздвигли квадратное двухэтажное строение с церковью во дворе. Храм освятили в честь святого Севастьяна - духовного покровителя императрицы Елизаветы. Однако затем, в угоду взошедшей на престол Екатерине II, переосвятили на этот раз в честь святого Ианнуария. Предназначение комплекса зданий отразилось в названии постройки, нареченной Запасным дворцом. При этом, по данным историков монаршие особы, так ни разу им и не воспользовались. Здание активно применяла в своих целях лишь государственная канцелярия. По счастливому стечению обстоятельств в годы Отечественной войны 1812 года во дворце после Бородинского сражения проходили лечение раненные российские солдаты и офицеры, а после занятия города Наполеоном – французские военнослужащие. Благодаря этому обстоятельству здание не пострадало во время знаменитого пожара Москвы осенью 1812 года.

От благородного заведения к дому железнодорожников

Несмотря на хорошо известную историю Запасного дворца у любого москвича или гостя столицы, впервые увидевшего дом-паровоз, невольно возникает вопрос, почему бывший дворец имеет столь необычную архитектурную форму характерную для московских зданий первых десятилетий советской власти? Ничего удивительного здесь, нет. В начале XX века во дворце разместился Институт для благородных девиц имени императора Александра III и была произведена первая существенная перестройка всего здания. После революции бывший дворец национализировали, передав под нужды Народного комиссариата путей сообщения. Данное решение было достаточно логичным, поскольку поблизости располагались знаменитые вокзалы Москвы: Ярославский, Казанский и Ленинградский. При этом советские власти посчитали, что железнодорожники не должны сидеть в бывшем императорском, хотя и запасном, но все же дворце. В 1932-1933 комплекс зданий был существенно перестроен в популярном в те годы архитектурном стиле «конструктивизма» получив некоторое внешнее сходство с паровозом, а также народное название – дом-паровоз. В наши дни в здании продолжают располагаться офисы железнодорожного ведомства.

-2