Найти в Дзене

Сказка «Колобок» в математическом рассмотрении

Соединим прочтение известной сказки и простую математику

Дорогие друзья, давайте продолжать искать новые точки зрения на старые давно известные сюжеты.

Такие точки нового зрения, которые не ломали бы нашу картину мира, а наоборот, дополняли ее и помогали нам оставаться исследователями. Соединим же прочтение известной сказки и простую математику.

Сначала я предлагаю вам вспомнить понятие сюжета и деление сюжета на эпизоды. Сюжетом мы называем последовательность событий. Сюжетной линией мы называем последовательность событий, связанных с ОДНИМ главным героем.

Получаемся, что в сказке «Колобок» мы имеем одного главного героя, а значит, одну сюжетную линию. Перед нами движение персонажа во времени. Давайте построим прямую движения персонажа по его сюжетной линии, а заодно уясним понятие «эпизод».

-2

Думаю, из схемы всем понятно, что движение Колобка во времени делится на эпизоды. Эпизод характеризуется единством времени, действия (набором персонажей) и места .

То есть один эпизод происходит в определенном отрезке времени, с определенным набором персонажей и в одном месте. Как только меняется хотя бы что-то одно, данный взятый эпизод заканчивается и начинается следующий.

Например, возьмем эпизод «Колобок + Заяц» .

Если бы они переместились с дорожки, на которой встретились, чуть дальше в лес и продолжили бы разговор там, это был бы уже другой эпизод. Если бы к разговору подключился второй заяц, эпизод бы сменился другим эпизодом. Если бы кончился день, наступила ночь или следующий день при тех же персонажах и в том же месте, эпизод бы тоже завершился.

С этим всё ясно, идем дальше.

Итак, рождается Колобок в эпизоде с Дедом и Бабкой, отсюда и начинается его сюжетная линия. Он проходит ряд эпизодов с Зайцем, Волком, Медведем и Лисой. В последнем эпизоде Колобок оказывается съеденным, на этом его сюжетная линия заканчивается.

А поскольку главный персонаж в этом произведении один, то и произведение заканчивается.

Теперь давайте начертим перпендикулярную прямую и отметим на ней степень страха, испытываемого маленьким читателем перед зверями, которые встречаются Колобку.

-3

Страх за Колобка начинается еще в первом эпизоде, ведь его для того и испекли, чтобы съесть. Потом он по очереди встречает зверей. И заметьте, каждый следующий зверь сильнее и страшнее предыдущего. И страх, находящийся в функциональной зависимости от размеров очередного зверя, нарастает.

Так продолжается до Лисы. Она меньше Медведя и большого страха не внушает. Поэтому производная функции (смотрите схему) падает, опускается, напряжение ослабевает. В момент же, когда Колобок поет песню на носу у Лисы и она его есть, производная резко устремляется вверх.

Это одновременно и кульминация, и развязка сюжета.

Оцените, как легко на простых схемах объяснить и взрослым, и маленьким читателям построение (композицию) сюжета, а заодно и простые математические понятия. Ну и конечно, идейное содержание сказки, а именно: хитрость побеждает силу.

Так что если вы раньше думали, что математика и литература запредельны, вы ошибались. Кто продолжит мыслить в этом направлении, тот со временем приведет в гармонию математическую и гуманитарную составляющие своего мышления.

Да будет так.