Найти тему
Graphic novels

Семь комиксов о детях-беженцах из обычной российской школы

Алексей Олейников «Бежать нельзя остаться». Ил. Анны Белышевой, Романа Бурховича, Жени Ройзман, Анны Колмыковой, Кати Чумаченко. М.: Самокат, 2021
Алексей Олейников «Бежать нельзя остаться». Ил. Анны Белышевой, Романа Бурховича, Жени Ройзман, Анны Колмыковой, Кати Чумаченко. М.: Самокат, 2021

В мире 26 млн беженцев, и около половины из них — младше 18 лет. Дети, вынужденные покинуть свою родину из-за войн, политической и экономической нестабильности, голода, сталкиваются с языковым барьером, травлей, бедностью, культурной и социальной изоляцией.

Этим и многим другим проблемам детей-беженцев посвящена книга «Бежать нельзя остаться» — совместный проект издательства «Самокат», Агентства ООН по делам беженцев и Музея современного искусства «Гараж».

Писатель, журналист и педагог Алексей Олейников рассказал истории о жизни семи детей-беженцев из Афганистана, Южного Судана, Сирии, Палестины, Центральной Африканской Республики, Демократической Республики Конго, Йемена, которые учатся в российской школе.

Марва из Афганистана. В России она с трех лет. Сейчас Марва заканчивает восьмой класс и очень хочет учиться дальше. А еще она играет в школьной баскетбольной команде.

-2

Продолжит ли Марва учиться? У ее родителей на этот счет другие планы, они уверены, что предназначение Марвы — выйти замуж. Сама она с этим не согласна.

-3

Абдул из Южного Судана. Ему двенадцать. В России он два с половиной года. Учится в первом классе. Абдулу нелегко дается русский язык. Справиться со сложными ситуациями ему помогает любимое увлечение — Абдул любит рисовать.

-4

Ясмин из Сирии. Ясмин одиннадцать. В семье она единственная, кому удалось выучить русский язык. У Ясмин много подруг, она хорошо учится. Ей нравится физкультура. Ясмин — лучшая в классе по волейболу. Вот только родителям Ясмин не нравится, что на физкультуре мальчики и девочки занимаются вместе.

-5

Джордж из Центральной Африканской Республики. Ему пятнадцать. Он прекрасно говорит по-французски. Джордж живет в России два года. Он очень хочет перебраться к отцу во Францию. Джордж любит рэп. Он подружился с одноклассниками, но за пределами школы окружающие часто ведут себя агрессивно по отношению к нему.

-6

Пьер из Демократической Республики Конго. Пьеру четырнадцать. Он родился в России, но ему мало кто верит. Он живет вдвоем с мамой, которая зарабатывает, раздавая листовки у метро. Любимое увлечение Пьера — футбол, игра помогает ему хотя бы на время забыть о проблемах.

-7

Ибрахим из Йемена. Ему шестнадцать. Ибрахим отлично учился в Йемене, хотел стать инженером или врачом. Его семья бежала в Россию от войны. Сейчас Ибрахим учится в шестом классе, потому что недостаточно хорошо говорит по-русски, и подрабатывает грузчиком на рынке. Ибрахим постоянно вспоминает довоенный Йемен, родной дом у моря и сад.

-8

Надия из Палестины. Она родилась и выросла в России. Надия хочет учиться, работать, открывать мир, у нее много планов. Проблема в маме Надии — из-за сложностей с документами она не может устроиться на работу. Им негде жить, Надию приютила семья подруги. Но что будет дальше с ней и мамой?

-9

Над визуальной частью комиксов работали студенты Высшей школы экономики: Анна Белышева, Роман Бурхович, Женя Ройзман, Анна Колмыкова, Катя Чумаченко.

Перед каждой комикс-историей — краткая справка о стране, из которой герои книги были вынуждены бежать со своими семьями: численность населения, площадь, язык, религия, история в XX-XXI вв., причины вынужденной миграции.

Почему «Бежать нельзя остаться» — важная и полезная книга, которую стоит прочитать школьникам, да и взрослым не помешает?

  • Книга поможет расширить/освежить знания по новейшей истории. В сборнике много статистических данных, познавательного материала, который отлично структурирован.
  • Сборник побуждает быть внимательнее к сложностям других людей.
  • Прочитав книгу, вы узнаете, как можно помочь беженцам (в начале и в конце есть список организаций с контактами). Возможно, среди знакомых, одноклассников или соседей есть люди с похожими проблемами.