Найти в Дзене
Все про Все

Играть в заключение героев сюжета Cherry Orchard. «Вишневый сад»: анализ пьесы Чехова. Главные герои и их характеристики.

Оглавление

«Вишневый сад» - одна из самых ярких и известных драм ХХ века. Сразу после того, как она была написана Антоном Павловичем, которого мы вам представим, она была поставлена ​​во МХАТе. По сей день спектакль не сходит с русских сцен.

Сюжет спектакля основан на том, что Любовь Раневская вместе с дочерью Анной возвращается из Парижа, чтобы продать родовое имение. Более того, героиня и ее брат Гаев выросли в этом месте и не хотят верить в необходимость расстаться с ним.

Их знакомый, купец Лопахин, пытается предложить выгодное предприятие по вырубке сада и сдаче участка под дачу, о чем Раневская и Гаев и слышать не хотят. Любовь Андреевна питает иллюзорные надежды на то, что имение еще можно спасти. Хотя она всю жизнь тратила деньги зря, вишневый сад кажется ей более ценным. Но спасти его не могут, так как платить по долгам нечем. Раневская разорена, а Гаев «съел имение на конфетах». Поэтому на аукционе Лопахин до сих пор покупает вишневый сад и, опьяненный своими возможностями, кричит об этом на семейном балу. Но она сожалеет о Раневской, которую довели до слез известие о продаже имения.

Автор Все по Все.
Автор Все по Все.

После этого начинается вырубка вишневого сада, и герои прощаются друг с другом и со старой жизнью.

Мы привели здесь основную сюжетную линию и главный конфликт спектакля: «старое» поколение, которое не хочет прощаться с вишневым садом, но в то же время не может ему ничего дать, и «новое» поколение, полный радикальных идей. Более того, сама усадьба здесь олицетворяет Россию, и именно для изображения страны своего времени Чехов написал «Вишневый сад». Краткое содержание этой работы должно показать, что время помещичьей власти проходит, и с этим ничего нельзя поделать. Но есть и замена ему. Наступает «новое время» - и неизвестно, будет оно лучше или хуже предыдущего. Автор оставляет финал открытым, и мы не знаем, какая судьба ожидает усадьбу.

Автор Все по Все.
Автор Все по Все.

В произведении также использованы авторские приемы, позволяющие глубже понять атмосферу России того времени, какой ее видел Чехов. дающий представление об основных проблемах спектакля, сначала это чистая комедия, но ближе к концу в ней появляются элементы трагедии.

Также в спектакле царит атмосфера «общей глухоты», которую даже подчеркивает физическая глухота Гаева и Фирса. Персонажи говорят сами за себя и за себя, не слушая других. Поэтому реплики часто могут звучать не как ответ на поставленный вопрос, а как вслух отражение персонажа, наиболее полно демонстрирующее те качества, которыми наделил его Чехов. Вишневый сад, который неоднократно анализировался, также глубоко символичен, и каждый герой - это не конкретная личность, а обобщенный характерный тип представителей эпохи.

Чтобы понять эту работу, важно взглянуть на нее глубже, чем просто последовательность действий. Это единственный способ услышать то, что хотел сказать Чехов. «Вишневый сад», его краткое содержание , сюжет и символика прекрасно иллюстрируют авторский взгляд на перемены в России того времени.

Впервые о начале работы над новой пьесой А.П. Чехов сообщил в 1901 году в письме к жене О.Л. Книппер-Чеховой. Работа над спектаклем шла очень тяжело, это было вызвано тяжелой болезнью Антона Павловича. В 1903 году он был завершен и передан директорам МХАТ. В 1904 году состоялась премьера спектакля. И с этого момента спектакль «Вишневый сад» анализируется и критикуется уже более ста лет.

Спектакль «Вишневый сад» стал лебединой песней А.П. Чехова. Он содержит размышления о будущем России и ее народа, накопленные в его мыслях за долгие годы. А сама художественная самобытность спектакля стала вершиной творчества Чехова как драматурга, лишний раз показав, почему его считают новатором, вдохнувшим в весь русский театр новую жизнь .

Тема спектакля

Темой спектакля «Вишневый сад» стала продажа на аукционе родового гнезда обедневшей знати. К началу двадцатого века такие истории не были редкостью. Похожая трагедия случилась и в жизни Чехова, их дом вместе с магазином его отца был продан за долги еще в 80-х годах XIX века, и это оставило неизгладимый след в его памяти. И уже, будучи опытным писателем, Антон Павлович пытался разобраться в психологическом состоянии людей, лишенных дома.

Символы

При анализе пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» герои традиционно делятся на три группы по временной принадлежности. В первую группу, олицетворяющую прошлое, входят аристократы Раневская, Гаев и их старый лакей Фирс. Вторую группу представляет купец Лопахин, ставший представителем современности. Ну а третья группа - это Петя Трофимов и Аня, за ними будущее.
У драматурга нет четкого разделения героев на главных и второстепенных, а также строго отрицательных или положительных. Именно такое изображение персонажей - одна из новаций и особенностей чеховских пьес.

Конфликт и развитие сюжета спектакля

В пьесе нет открытого конфликта, и это еще одна особенность А.П. Чехова. А на поверхности - продажа поместья с огромным вишневым садом. И на фоне этого события можно различить противопоставление ушедшей эпохи новым явлениям в обществе. Разрушенные дворяне упорно цепляются к их собственности, не в силах предпринять реальные шаги, чтобы сохранить его, и предложение на получение коммерческой прибыли за счет аренды земли дачникам неприемлемо для Раневской и Гаева. Анализируя произведение А.П. Чехова «Вишневый сад», можно говорить о временном конфликте, в котором прошлое сталкивается с настоящим, а настоящее с будущим. Сам конфликт поколений отнюдь не нов для русской литературы, но никогда прежде он не проявлялся на уровне подсознательного предчувствия перемен в историческом времени. так отчетливо чувствовал Антон Павлович. Он хотел заставить зрителя или читателя задуматься о своем месте и роли в этой жизни.

Пьесы Чехова очень сложно разделить на фазы развития драматического действия, потому что он старался приблизить разворачивающееся действие к реальности, показывая будни своих героев, составляющих большую часть жизни.

Экспозицию можно назвать беседой Лопахина и Дуняши, ожидающих приезда Раневской, и почти сразу же выделяется сюжет пьесы, заключающийся в провозглашении кажущейся коллизии пьесы - продажи имения на аукционе за долги. . Изюминки пьесы заключаются в попытках убедить владельцев сдать землю в аренду. Кульминация - известие о покупке имения Лопахиным, а развязка - уход всех героев из пустого дома.

Состав песни

Спектакль «Вишневый сад» состоит из четырех действий.

В первом акте вы познакомитесь со всеми персонажами спектакля. Анализируя первый акт «Вишневого сада», стоит отметить, что внутреннее содержание персонажей передается через их отношение к старому вишневому саду. И здесь начинается один из конфликтов всего спектакля - противостояние прошлого и настоящего. Прошлое представляют брат и сестра Гаев и Раневская. Для них сад и старый дом - напоминание и живой символ их былой беззаботной жизни, в которой они были богатыми аристократами, владевшими огромным имением. Для противостоящего им Лопахина владение садом - это прежде всего возможность получить прибыль. Лопахин делает Раневской предложение, приняв которое, она может спасти имение, и просит об этом подумать обедневших помещиков.

Анализируя второе действие «Вишневого сада», необходимо отметить, что хозяева и слуги гуляют не в красивом саду, а в поле. Отсюда можно сделать вывод, что сад находится в абсолютно запущенном состоянии, и пройтись по нему просто невозможно. Эта акция прекрасно раскрывает представление Пети Трофимова о том, каким должно быть будущее.

Кульминация спектакля - в третьем действии. Имение продается, и новым владельцем становится Лопахин. Несмотря на удовлетворение сделки, Лопахин опечален тем, что ему предстоит решить судьбу сада. Это означает, что сад будет разрушен.

Четвертое действие: семейное гнездо пустеет, некогда сплоченная семья распадается. И как сад вырубают с корнями, так и эта фамилия остается без корней, без убежища.

Авторская позиция в спектакле

Несмотря на кажущуюся трагедию происходящего, герои не вызвали сочувствия у самого автора. Он считал их недалекими людьми, неспособными к глубоким переживаниям. Этот спектакль стал скорее философским размышлением драматурга о том, что ждет Россию в ближайшем будущем.

Жанр спектакля очень своеобразен. Чехов назвал «Вишневый сад» комедией. Первые режиссеры увидели в этом драму. И многие критики сошлись во мнении, что «Вишневый сад» - лирическая комедия.

Тест продукта

Сам Чехов называл «Вишневый сад» комедией, хотя позже признавался, что «вышел… комедия, иногда даже фарс». А великий режиссер К.С. Станиславский назвал произведение трагедией: «Это трагедия ...». Проблема жанра в самой дате - одна из самых сложных в изучении пьесы Чехова, хотя вроде бы такая жанр как трагикомедия, сочетающий в себе трагедию и смешное, но ведь в «Вишневом саду» вроде бы нет трагичности, так что обычный крах не очень удачливых людей, которые продолжают жить, не оглядываясь назад, - почему забывают старые Ёлки в покинутом всеми доме .. В то же время эта «комедия» историческая эпоха , сменившаяся эпохой крупных социальных и моральных потрясений. Только теперь нам ясно, что будет «после» Раневской и Гаева, что придет на смену «вишневому саду», и им, жившим тогда, было невероятно сложно «угадать» будущее, что их откровенно пугало. потому что это разрушило жизнь, в которой они чувствовали себя хорошо и которую они хотели бы сохранить для себя навсегда.

Своеобразие эпохи определило главный внешний конфликт спектакля «Вишневый сад»: это конфликт прошлого, настоящего и будущего. Однако не только он определяет сюжет и композицию произведения, оно пронизано внутренними конфликтами, почти каждый образ-персонаж несет в себе двойственность, он не только противопоставляется действительности, но и мучительно пытается примириться с собственной душой, которая оказывается быть самым трудным. Чеховских героев нельзя разделить на «положительных» и «отрицательных», это реальные люди, в которых много и хорошего, и не так много, которые ведут себя так, как им кажется, они должны вести себя в ситуациях, в которых они оказались. - и это может быть и смешно, и не очень, и совсем грустно.

Образ Любови Андреевны Раневской - образ стержневой, все остальные персонажи так или иначе связаны с ней. В Раневской сочетаются искренность и душевная черствость, горячая любовь к Родине и полное безразличие к ней; о ней говорят, что она «хороший», «легкий» человек - и это правда, как и то, что с ней невыносимо тяжело жить ... Прежде всего, следует отметить, что несостоятельность образа Раневской не означает, что она какой-то особенный, сложный, непонятный человек, скорее, наоборот: она всегда такая, какая она есть, просто окружающим такое поведение кажется каким-то экстравагантным, а некоторым - необычайно привлекательным. . Противоречивое поведение Любови Андреевны объясняется тем, что она не очень понимала, что жизнь изменилась, она продолжает жить такой жизнью, когда ей не нужно было думать о куске хлеба, когда вишневый сад давал легкую и удобную пищу. беззаботная жизнь для ее владельцев. Поэтому зря тратит деньги, сама в них раскаивается, поэтому не думает о будущем («все будет хорошо!»), От чего такая веселая. Она тратит деньги на свою «роковую страсть», понимая, что это затрудняет жизнь ее дочерей, и в конце спектакля снова возвращается в Париж, где может жить, как раньше. Раневская - одно из лучших проявлений старой жизни (не случайно ей поклоняется Лопахин, который с детства видит в ней недостижимый идеал), однако, как и вся эта жизнь,

Мало что можно сказать о брате Раневской Гаеве. Он очень похож на свою сестру, но ему не хватает ее легкости и обаяния, он просто смешон в своем нежелании и неумении смотреть жизни в глаза и «повзрослеть» - Чехов подчеркивает, что лакей Фирс до сих пор воспринимает его как маленького мальчика, которым, по сути, и является он. Неуместные, слезливые монологи Гаева (про туалете!) Не просто смешны, они приобретают оттенок трагедии, поскольку такая вопиющая оторванность от жизни пожилого человека не может не пугать.

Большое внимание в спектакле «Вишневый сад» уделено проблеме будущего. Чехов показывает нам, так сказать, два варианта будущего: будущее «по Пете Трофимову» и будущее «по Ермолаю Лопахину». В разные периоды истории у каждого из этих вариантов будущего были свои сторонники и противники.

Петя Трофимов своими расплывчатыми призывами, громкими заверениями, что «Вся Россия - наш сад», с разоблачением современности при создании спектакля был воспринят как положительный герой, его слова «Я предвижу счастье, Аня, я его уже вижу. .. »зрительный зал с большим энтузиазмом. Однако сам Чехов опасался этого героя: мы видим Петю, который, «убогий господин», практически ничего не делает. За его красивыми словами сложно увидеть по-настоящему настоящие дела, к тому же он постоянно попадает в забавную ситуацию. Даже когда в начале четвертого акта он громко обещает Лопахину, что он достигнет «высшей истины, наивысшего счастья, которое только возможно на земле», потому что в этом движении человечества к ним он находится «в авангарде!» может найти ... свои калоши, и это делает его уверенность смешной: он кичится такими вещами, но не может найти калош! ..

Совершенно иначе изображается будущее «по Ермолаю Лопахину». Бывший крепостной, купивший «имение, где дедушка и отец были рабами, где их даже не пускали на кухню», который встает «в пять часов утра» и работает изо дня в день, заработавший миллионы. и знает, что делать с вишневым садом («И вишневый сад, и землю надо сдавать под дачи, сделайте это сейчас, как можно скорее»), на самом деле он практически ничего не знает об отношениях между людьми, он мучается от того, что богатство не дает ему ощущения счастья. Образ Лопахина - образ, близкий к трагическому, потому что для этого человека смыслом жизни стало накопление денег, ему это удалось, но почему он тогда так отчаянно »,

Интересный образ старого слуги Фирса, для которого освобождение крепостных крестьян было «несчастьем». Он не может представить себе иной жизни, кроме жизни в рабстве, поэтому остается в доме - умирать с вишневым садом, для чего «топором хватит» не Ермолай Лопахин, а само время. Образ «вишневого сада» - это полусимволический образ прошлого, которое обречено и от которого нужно избавиться ради будущего, но мы уже видели, каким оно может быть, этим будущим. Историческая гибель прошлого очевидна, но она никоим образом не объясняет, чем, собственно, может стать это желанное одними проклятое другими героями будущее, поэтому вся пьеса Чехова пронизана тревожными ожиданиями, которые заставляют задуматься. жизнь героев еще более унылая, и расставание с «вишневым садом»

Анализируемый нами Вишневый сад создан Чеховым накануне кардинальных перемен в русской жизни, и автор, приветствуя их, горячо желая перемен в жизни к лучшему, не мог не видеть, что любые перемены всегда разрушения, они несут с собой чью-то тогдашнюю драму и трагедию, «прогресс» обязательно отрицает то, что раньше, когда-то, также было прогрессивным. Это осознание определило моральный пафос чеховской «комедии», его моральную позицию: он приветствует перемены в жизни и в то же время беспокоится о том, что они могут принести людям; он понимает историческую гибель своих героев и по-человечески сочувствует им, оказавшимся «между прошлым и будущим» и пытающимся найти свое место в пугающей их новой жизни. По сути дела,

А.П. Чехова как драматурга заключается в том, что действие его пьес не развивается вокруг единого конфликта, в котором противостоят два главных героя, поляризующихся по своим качествам. А.П. Чехов одновременно развивает несколько сюжетных линий, отношения его персонажей сложны, и даже второстепенные персонажи имеют свою историю и переживания.