Найти тему
Uber Russia

Как COVID-19 изменил восприятие города?

В подкасте «Урбанизм» городской антрополог Михаил Алексеевский рассказал о том, как изменилась жизнь городов и урбанистика на фоне всемирной пандемии.

С началом локдауна многие эксперты высказывали серьезные опасения насчет будущего современной урбанистики. На какой-то промежуток времени показалось, что всё то, за что боролись урбанисты, теперь не актуально.

Личный транспорт и такси оказались более востребованы, так как ограничивают количество контактов, а значит более безопасны. Общественные пространства были закрыты и пустовали. Многие предпочли загородный дом своей квартире в центре. Малому бизнесу пришлось тяжело из-за ограничительных мер. Соседи, с которыми важно коммуницировать для возможного создания комьюнити жильцов, стали потенциальными разносчиками заразы. Почему же такая тяжелая ситуация только дала новый толчок для развития, а не убила урбанизм?

-2

Дело в том, что люди успешно адаптировались к новым реалиям.

Государства и муниципалитеты помогают малому бизнесу оправиться после тяжелого периода. В странах южной Америки и штатах даются серьезные льготы на ЖКХ и другие нужды. В Китае организована полноценная торговля сельскохозяйственными продуктами на интернет площадке по сниженным ценам. Многие сервисы полностью ушли в сеть или впервые появились онлайн. Во всем мире произошел серьезный кризис градообразующих предприятий, связанных с пострадавшими секторами экономики (например, авиастроительная промышленность), а руководства стран старается компенсировать убытки, чтобы спасти экономику. Всё это — временные гибкие решения, в числе которых и тактический урбанизм.

Тактический урбанизм — особый метод решения городских проблем и подход к изменению городской среды через краткосрочные, недорогие и легко масштабируемые изменения. Он возникает в ответ на несовершенства традиционной системы планирования и существующие городские проблемы. В то же время он обладает высоким уровнем демократического потенциала и является эффективным инструментом по преобразованию городской среды как для активных горожан, так и для городских властей.

Сегодня, из-за постоянно меняющихся обстоятельств, всем нужны быстрые решения, которые, в случае ошибки можно было бы без потерь изменить или тиражировать в случае успеха. Одним из таких решений стало временное изменение дорожного движения в Лондоне. Реорганизация движения понадобилась из-за большого количества карет скорой помощи на дорогах, а также большого числа людей, пересевших на личные автомобили. Кроме того, частью тактического урбанизма стал и массовый переход сервисов и продуктов в онлайн — города поддерживают в этом бизнес, а бизнес обеспечивает население всем необходимым. Мэрия в Хельсинки выделяет 5000 евро на инновационные разработки во время пандемии.

К сожалению, пандемия пока еще далека от завершения. Число заболевших в мире стремительно растет на фоне экономического кризиса. Но даже с учетом того, что городская жизнь частично приостановлена, есть достаточно позитивных практик, позволяющих управлять развитием города в период пандемии.

Хотим мы того или нет, этот кризис помогает городам развиваться и трансформировать свою инфраструктуру так, чтобы она была пригодной для жизни в любых ситуациях.  Именно тактический урбанизм может сыграть большую роль в формировании новой городской среды — более безопасной и удобной.

Несмотря на пандемию, Uber позволяет быстро, удобно и безопасно перемещаться во многих городах мира. Послушайте наш подкаст и узнайте больше: как городская антропология изучает моногорода? Зачем антропологу ходить на свадьбы? Зачем вообще нужны антропологи и кому они помогают?

Слушать на Яндекс Музыке

Слушать на Apple Podcasts

Слушать на Spotify

Слушать на Google Podcasts