Знакомьтесь, Дэниэл Джонстон, музыкант и художник, который всю жизнь боролся с поставленным ему диагнозом - маниакальная депрессия и шизофрения. Он творил всю жизнь, творил сквозь грусть и боль, посвящая всё своё свободное время записи песен или созданию рисунков.
Многократно находясь в психиатрических клиниках, Дэниэл никогда не забрасывал своего творчества. Его музыка и рисунки уникальны и ценны потому, что они светятся детской простотой и наивностью, честностью и верой в лучшее.
Дэниэл Джонстон родился в Сакраменто, штат Калифорния, и вырос в Западной Вирджинии. Он был младшим из 5-ти детей Уильяма Дейла Джонстона и Мэйбл Рут Джонстон.
Музыку он начал записывать в конце 70-х на встроенный микрофон одноканального магнитофона. Во время записи он пел и играл на гитаре или родительском пианино.
Он сам рисовал обложки для своих кассет и делал их копии. Родители никогда не поддерживали увлечение сына поэтому по-настоящему его творчество развернулось когда он покинул отчий дом.
В то время он подрабатывал уборщиком в макдональдсе и в свободное время сочинял и записывал новые песни. Тогда он получил первую известность благодаря местной прессе из-за привычки дарить свои кассеты каждому встречному. В результате Дэниэла стали приглашать на местные музыкальные фестивали.
Обосновавшись в доме своего брата Остина, Джонстон сменил родительское фортепиано на аккордовый орган, сразу предавший своим колюче режущим звуком его музыке куда больше авангардности.
Вооружённый им, артист записал ещё бессчётное множество кассет. Среди них в первую очередь выделяются "Hi, How Are You" и "Yip/Jump Music". Два чистых шедевра, на которых каждая имеющаяся песня увлекает и уводит за собой.
Как и по другим записям Джонстона того времени, по ним можно судить о постепенно ухудшающимся эмоциональном состоянии певца. Его музыка звучит будто в ней всё время что-то не так, а её автор пытается донести через песни непосильный груз необъяснимой тревоги - он называл их "песни боли".
Из первого прослушивания этих текстов чувствовалась грусть этого человека, его проблемы с психикой и всё же надежда на лучшее. Жанр его музыки определяли как аутсайдер-мьюзик, музыка, которая не следовала принятым правилам сочинения и записи, звучала странно и необычно. Возможно, именно поэтому она находила такой отклик в сердцах людей - это было по-настоящему честно.
Музыка и рисование на протяжении всей жизни были терапией для него. В творчество он вкладывал всё свои переживания, страхи и надежды, и делился ими со всеми, ничего не скрывая.
К концу 80-х нью-йоркский музыкант, продюсер и владелец лейбла Shimmy-Disc. Марк Крамер вышел на Джонстона с предложением записаться в самой настоящей студии и неожиданным образом обрёк себя и самого Дэниэла на мучения.
К началу сессии психическое состояние Дэниэла уже было не совсем стабильным и по ходу записи он был вынужден отправиться на лечение. Крамер скомпоновал получившийся альбом, изданный под названием "1990" из обрывков, осколков неидеальных дублей и фрагментов пения Джонстона без аккомпанемента. Получилась, вероятно, самая сложная во всех смыслах запись музыканта.
Интерес к Дэниэлу возрос после того, как Курт Кобейн стал часто фотографироваться в футболке, на которой был изображён рисунок с обложки "Hi, How Are You". Более того, Кобейн называл Джонстона своим любимым исполнителем.
Несмотря на то, что музыкант в то время находился в психиатрической клинике, за его творчество началась борьба среди звукозаписывающих компаний. Первым предложение сделал лейбл Electro Records, но Дэниэл внезапно отказался от контракта.
Всё дело в том, что на лейбл была подписана группа Metallica, а Джонстон был убеждён в том, что её участники одержимы дьяволом и могут навредить ему.
В итоге он подписал контракт с Atlantic Records и в 1994-м году выпустил альбом "Fun". Пластинка провалилась, впоследствии он выпустил ещё несколько альбомов с различными лейблами, но все они были далеки от его первых записей, за которые его полюбила публика.
Сотрудничая с лейблами, Дэниэл не мог творить как раньше, не мог быть честным. Все эти записи звучат более причёсано, студийно и правильно, а музыку Дэниэла Джонстона любят как раз за обратное.
Но к сожалению другого выбора тогда не было. Его физическое и психическое здоровье ухудшилось со временем и последние два десятилетия своей карьеры он уже не мог записывать сидя дома в одиночку - он просто ничего не мог делать один.
13 сентября 2019-го года Дэниэл Джонстон покинул этот мир, но остался в сердцах миллионов людей. Ранние кассетные записи музыканта подарили миру десятки великих и трогательных песен, прямота и красота которых не сравнится с любой другой музыкой.
В песне "The Story Of An Artist" он спел такие строчки: Все друзья, вся семья говорят: "Найди работу, почему ты занимаешься только тем, чем занимаешься, почему ты такой странный. Мне не нравится, что ты делаешь, да и никому и никогда не понравится. - это была неправда.
Даже в моменты сильнейшей депрессии Дэниэл не терял веру в людей, просто так раздавая свои записи и не ожидаем ничего в замен. Такая искренность, которую он отразил в своём творчестве, действительно редко встречается.