Найти тему
Uber Russia

Как строительство дорог разрушило идею об идеальном городе?

Оглавление

В нашем подкасте «Урбанизм» городской антрополог Михаил Алексеевский упомянул про смену парадигмы между индустриальным и постиндустриальным городом. Что это за парадигмы, когда они поменялись и почему? Будем разбираться вместе с Uber.

Кризис индустриальной модели города (города как большого завода) разрастался постепенно. Основной проблемной сферой стал транспорт. Передовым средством передвижения на начало 20-го века считался личный автомобиль. Активная автомобилизация и пропаганда личного транспорта уже к 50-м годам XX века привели к серьезным транспортным проблемам — загруженный трафик создавал заминки в работе и в цепочке сон-труд-отдых. На всё это сильно влиял лоббизм со стороны автомобильных компаний, маркетинговые проекты которых превратились в полноценную пропаганду автомобиля. Автомобильные компании во многом ответственны за тот транспортный коллапс, который ежедневно творится в некоторых городах и в наше время.

План Вуазен

В начале ХХ века архитектор Ле Корбюзье, как и любой передовой человек того времени, был убежден в светлом автомобильном будущем. Он обратился к автомобильным компания за финансированием, когда создавал проект реконструкции центра Парижа. Ситроен и Рено отказались от спонсорства грандиозного проекта по сносу почти всего центра Парижа, но автомобильная компания Вуазен с энтузиазмом откликнулась на предложение архитектора. Таким образом экспериментальный градостроительный план получил имя План Вуазен.

План Вуазен, Ле Корбюзье 1922
План Вуазен, Ле Корбюзье 1922

План подразумевал город, состоящий из стеклянных башен и парков, окруженных магистралями. Пешеходы отделены от автомобиля, магистрали рассекают город. Утопические представления о прекрасном будущем города для машин.

Автомобиль — вершина эволюции

К середине века автомобиль становился все популярнее и доступнее. В послевоенный период все перешло к простой формуле: «Если вы успешный, то у вас обязательно есть автомобиль». Если вы на хорошей должности и у вас нет презентабельного авто, то вы начинаете вызывать подозрения у окружающих, а жизнь без автомобиля считается неполноценной. Появляются новые форматы досуга для владельцев авто: drive-in кафе и авто-кинотеатры. Жизнь 50-х стала шла не вместе, а благодаря автомобилю.

-3

В Бельгии на междугородних трассах открывались пабы и клубы для танцев. Такие места были популярны из-за высокой автомобилизации и плотности населения. К сожалению (или к счастью), заведения такого формата потеряли клиентов сразу же после введения запрета на вождение в нетрезвом виде.

Во второй половине ХХ века транспортные проблемы пытались решить расширением и строительством новых многоуровневых широкополосных дорог. В Нью-Йорке, ввиду нехватки пространства для автомобилей на дорогах, обсуждались проекты гигантской транспортной кишки,  которая пронизывала бы весь город. Пешеход в этом проекте был исключен, а центр города был бы разделен рекой из автомобилей.

Проект сквозной артерии Нью-Йорка, Роберт Мозес
Проект сквозной артерии Нью-Йорка, Роберт Мозес

Проект LOMEX, мегаструктура пронизывающая город, Пол Рудольф
Проект LOMEX, мегаструктура пронизывающая город, Пол Рудольф

Проект LOMEX, мегаструктура пронизывающая город, Пол Рудольф
Проект LOMEX, мегаструктура пронизывающая город, Пол Рудольф

Чем больше дорог — тем больше пробок

Со временем стало понятно, что строительство фривеев и расширение дорог только усугубляет положение. Фривеи становятся местом бесконечных пробок, а парковочных мест никогда не хватает на всех.

Оказалось, что стоящий на парковке автомобиль создает больше проблем городу, чем едущий по магистрали. Если в спальных районах у горожанина есть свое место в многоэтажном паркинге или на огромной наземной парковке, то в центре, где функционал диктует высокую плотность застройки, с этим начинаются серьезные проблемы. Строительство целых парковочных небоскребов не приносит успеха, а такси в городе существует в основном для вынужденных ситуаций — его нельзя заказать в любой район города, а зачастую поездки просто недоступны даже среднему классу. В итоге городским управленцам пришлось вспомнить про общественный транспорт и заняться его развитием.

За время массовой автомобилизации общественный транспорт стал восприниматься обществом как средство передвижения «неблагополучных». Подземка превратилась в средоточие криминала, а трамвайные сети во многих городах просто уничтожили в угоду автомобилизации. Например, развитую в Париже трамвайную сеть полностью демонтировали к 1938. Трамвай вернулся на улицы столицы Франции только в 1992 году и с тех пор активно развивается.

Активная автомобилизация Америки, основанная на доступности покупки машин и роста благосостояния населения, сыграла злую шутку с общественным транспортом. Пассажиропоток в метро значительно снизился, и метро, преданное из рук муниципалитета в частное владение, обслуживалось только в том случае, когда приносило прибыль. Но из-за массового перехода на машины прибыль падала. А о безопасности на станциях речи и не велось — метро в Нью-Йорке было синонимом криминала, и символом Нью-Йоркского метро тех лет стал вагон, исписанный граффити.

Меры по исправлению этой ситуации были приняты только в начале 90-х, на фоне новых градостроительных программ, подразумевающих развитие общественного транспорта.

В индустриальную эпоху без интернета и онлайн-сервисов город воспринимался и жил как большой завод. Но когда транспортная система находилась в кризисе, то части города начинали постепенно умирать. Это можно сравнить с человеческим организмом: как только поставка крови замедляется, начинается некроз. Все это помогло переосмыслить не только взгляд на дороги и машины, но и на город как явление и как живой организм: со временем он перестал быть заводом и гаражом, а стал местом для людей.

Тогда же, в начале 2000-х, начали появляться сервисы для комфортной жизни, в том числе и Uber. Появился даже термин «уберизация» — отказ от покупки офисов и машин в пользу переезда в более мобильные форматы. Идея Uber состояла в том, чтобы сделать передвижение по городу удобным и таким же распространенным, как водопровод. Более того, сервисы такси позволили наладить сообщение с самыми отдаленными районами города и увеличили транспортную проходимость дорог, так как люди стали меньше покупать личные автомобили. А те, у кого они были — перестали ездить на них на работу.

Удобство, мобильность,  доступность и независимость от личного автомобиля — это все, что нужно современному городскому жителю. И это всё, что даст вам Uber. Послушайте наш подкаст и узнайте больше: как городская антропология изучает моногорода? Зачем антропологу ходить на свадьбы? Зачем вообще нужны антропологи и кому они помогают?

Слушать на Яндекс Музыке

Слушать на Apple Podcasts

Слушать на Spotify

Слушать на Google Podcasts