Найти тему
Минская правда | МЛЫН.BY

О пользе интеграции России и Беларуси рассказывает политолог Денис Денисов

Обсуждение вопросов белорусско-российских взаимоотношений не уходит из информационной повестки, они по-прежнему не теряют своей актуальности. Эксперты с двух сторон предлагают провести ревизию и оптимизировать двусторонние связи. Чего не хватает союзникам для углубленной интеграции в перспективе? Об этом мы попросили рассказать директора российского Института миротворческих инициатив и конфликтологии Дениса Денисова. Он также проанализировал и сравнил между собой недавние белорусские и российские протесты.

— Алексей Навальный сейчас в тюрьме. Ждете ли вы в России новых волнений с приходом тепла?

— Да, целый ряд факторов говорит о том, что нам следует ожидать новых потрясений и новых атак на политическое поле Российской Федерации. Это обусловлено тем, что в нынешнем году пройдут парламентские выборы и наши западные противники, конечно, будут использовать данный повод для дестабилизации ситуации внутри России. Надо честно говорить о том, что сейчас идет геополитическая война, и коллеги из Соединенных Штатов и Европы ни перед чем не будут останавливаться. Санкции в очередной раз продлены и ведутся разговоры о том, что готовятся новые пакеты. А исходя из риторики от ведущих политических руководителей Соединенных Штатов, мы точно ожидаем, что в ближайшие четыре-пять лет противостояние по линии Россия — США, как минимум, сохранится, если не усилится. Европейские коллеги даже серьезно не рассматривают возможности переосмысления двусторонних отношений с Российской Федерацией и попытки вывести их из кризиса. Так что те волнения и различные акции протеста, которые мы наблюдали на территории России в разных городах с приходом весны, скорее всего, будут происходить в регионах. Особенно в тех, где достаточно сложная социально- политическая и экономическая ситуация. Но вместе с тем надо понимать, что далеко не всегда подобного рода акции — это реакция на внутренние проблемы государства. Часто это, безусловно, внешнее воздействие, которое является спусковым крючком и основой подобных акций.

— Возможно ли, что протесты в России обретут женское лицо и на арену, как в Беларуси, выйдут,  условно говоря, три грации?

— Это самое интересное, потому что технологии массовых протестов и акций, связанные с так называемыми «цветными революциями», а, по сути, с государственным переворотом, постоянно модернизируются. Сравним те мероприятия, которые предпринимались совсем недавно в Украине и сейчас в Молдове, Беларуси. Идет постоянный процесс изменения тактики и стратегии. Если рассматривать картинку сверху, они становятся видны, хотя сначала не так ярко проявились в тех же украинских событиях. И нет никаких сомнений, что последние эффективные методы, связанные с массовыми акциями протеста, будь то Молдова, Беларусь или другие страны, будут применены в Российской Федерации. Поэтому очень вероятно, что возникнут и грации, и фемины, и другие проекты, основной целью которых является дестабилизация ситуации. Здесь, что важно, этот момент за рубежом особо никто и не скрывает. И это нас очередной раз убеждает в том, что данное противостояние надолго — лет на сто. Просто так они от нас не отстанут.

-2

— Илья Муромец 33 года на печи пролежал, потом силу обрел. С русским народом так и сейчас?

— Так ведь дождутся, что русский народ обратно по зубам даст! История взаимоотношений России и европейских стран имеет столетнюю ретроспективу. И она говорит нам, что далеко не всегда мы дружили и воспринимали друг друга как партнеров. У нас были совершенно иные моменты в отношениях. Но европейцам надо помнить, чем обычно это заканчивалось. Вот пытаются они дразнить полуспящего медведя, и не факт, что это выльется для них во что-то позитивное.

— И что же мы можем им противопоставить в данной ситуации? Как мне кажется, в России учли опыт Беларуси, прибегнув к силовому методу разгона протестующих.

— Я не уверен, что это именно тот метод, который нужно брать на вооружение. Потому что воевать надо за мозги людей. Молодой человек, окончивший институт, хочет нормальную зарплату, иметь возможность в перспективе купить жилье, планировать свое будущее хотя бы на пять лет вперед. Допустим, студент из какого-то депрессивного региона и там же выучился, за душой у него особо ничего нет и он ничем таким не рискует, вот он как раз и может резко себя вести, пытаться отстаивать довольно радикальные изменения. И все это происходит на фоне того, что богатые богатеют, а бедные беднеют. Россия в этом плане не исключение. Мы видим по последним нескольким годам, что ситуация становится все хуже по данным параметрам. И государству теперь необходимо максимально сосредоточиться на решении этой проблемы в первую очередь. Если данную проблему с молодежью уладить, это уничтожит основную социальную базу для подобных акций протеста. Тем более заметен процесс значительного омоложения, когда даже не студенты, а школьники выходят на акции. Но это совершенно иная реальность. Потому что здесь задействуются механизмы не рационального выбора и убеждений, а иррационального. Тем не менее это опять-таки подтверждает тезис, что мы упускаем наше будущее.

А если люди нарушают закон и права других, это должно максимально жестко пресекаться, что мы видели в Беларуси и России. За счет этого можно сдержать на полгода-год волнения, но если не работать с причиной, тогда с каждым месяцем будет все тяжелее. Это касается и Беларуси. И я сейчас волнуюсь из-за того, что многие в Беларуси, возможно, посчитали, что все проблемы уже решены.

Если заморозить ситуацию, с каждым годом социальные протесты будут усиливаться, а количество недовольных увеличиваться, поэтому необходимы два равнонаправленных процесса. С одной стороны —  объяснять людям, чтó такое стабильность, а с другой — проведение реформ.

— Но, кстати, недавно на Всебелорусском народном собрании наш Президент как раз заявил о том, что жилье в Минске строить больше не будут. Принято такое решение. Потому что благодарности и отдачи от минчан заметно меньше всего. Больше всего акций протеста как раз происходило в белорусской столице. И до сих пор все сюда стремятся уехать, как-то закрепиться, снимают здесь квартиры. А ведь если и дальше строить жилье в таких объемах, тогда нужно людям дать рабочие места, построить инфраструктуру, а всего этого в Минске не хватает.

— Такая же ситуация наблюдается в Москве и в других крупных российских городах. Один вопрос тянет за собой второй — и выходит системная проблема. Получается, что нынешняя политическая и экономическая система не дает адекватного ответа на тот запрос, который существует у общества. Это значит, что необходимо менять систему. Причем у нас есть пример из не очень далекого перестроечного прошлого. То есть мы пошли, как показала история, на практике совершенно неэффективным, губительным путем. И благодаря этому мы потеряли государство. А вот наши китайские партнеры, наоборот, создали такую систему, которая является одной из самых конкурентоспособных и устойчивых в мире. И если мы будем учитывать их позитивные уроки, тогда и мы вполне можем модернизировать наши системы, это касается и Беларуси, и России. Понятно, что далеко не все нам нужно и возможно реформировать, потому что ведь можно и навредить, но адаптировать свою реальность необходимо.

— Лучшее враг хорошего?

— Да, но это не совсем так. Конечно же, можно оставить все и так, как есть. И сказать, что стабильность лучше попыток что-то изменить. Тут мы затронули один важный вопрос для Беларуси, России и даже для Украины — восприятие гражданами  стабильности и поступательного развития государства как некой данности, с которой можно играться. Это преступное отношение к себе, своей семье и своим близким, оно является недопустимым. Когда выходят на площадь и говорят: «Давайте мы сейчас сменим президента или парламент, придут новые люди, и сразу мы заживем гораздо лучше!». Только в 99,99% случаев никто не приводит алгоритма, как именно это все будет происходить. А дьявол — он, как обычно, кроется в деталях. И здесь нужно понять: для большинства людей это будут позитивные изменения или негативные перемены? Приведу уже аксиоматичный пример. Как думаете, какие настроения у граждан Украины сегодня по поводу стоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства и собственных зарплат, пенсии? Они же явно недооценили плюсы той стабильности, которая у них была, и сейчас Украина получила катастрофу, вошла в состояние войны на своей территории и постоянных экономических потрясений. Понятно, что какая-то категория людей живет по принципу «кому война, а кому мать родна», но для большинства  это все тяжело. И тем же самым характеризуется ситуация в Беларуси и в Российской Федерации.

На сегодняшний день существует огромная пропасть во взаимоотношениях между Россией и Европой.

– На днях мы отметили День единения народов Беларуси и России. Сегодня наступает время больших смыслов. Возможно, создание Союзного государства — национальная идея, от которой напрямую зависит суверенитет двух стран?

— События второго полугодия 2020 года и начала 2021-го продемонстрировали, что в двусторонних отношениях России и Беларуси, как составных частей Союзного государства, необходимо провести ревизию, глубоко заглянуть в их суть. Посмотреть, что нужно сделать для их оптимизации. Отрадно, что наши президенты на всех встречах ставят конкретные и четкие цели своим правительствам, чиновникам — чтобы уровень интеграции повышался и предпринимались действия, направленные на минимизацию угроз, связанных с дестабилизацией ситуации в обеих странах. И тут возникает вопрос — что такое эта пресловутая углубленная интеграция и как это может быть реализовано в наших условиях, каким смыслом наполнено? Здесь, по моему мнению, существует огромное число проблем из-за того, что отсутствует полноценный диалог между белорусским и российским экспертным сообществом, гражданским обществом. Ведь то, что решают политики, чиновники, — вполне определенная плоскость, которая, увы, не всегда понятна и близка обычным людям. С этого надо начинать. Потому что залог стабильности — это как раз работа с обычными гражданами.

-3

— Да, некоторые эксперты постоянно пугают нас —  дескать, российские олигархи якобы только и думают, как бы приватизировать белорусскую собственность.

— Это отличный пример! Поэтому светлые головы Беларуси и России не на закрытых, а на открытых мероприятиях и круглых столах со всех сторон должны обсуждать подобные вопросы и предлагать своим правительствам, своим политическим лидерам  совершенно рабочие, реальные механизмы и методики реализации. Ведь если продумать изначально, как сделать так, чтобы всего этого не произошло, можно вполне избежать многих неприятных моментов. Мы же все прекрасно понимаем важность социальной стабильности. Вот, допустим, пример. Приходит российская компания на белорусский рынок, и в Беларуси начинают беспокоиться, что на предприятии работало 10 тысяч человек, а теперь с ее появлением только сто будет работать, зарплата была 500$, а станет 250$. Необходимо, чтобы те обязательства, которые установлены при входе данных компаний, действительно могли контролироваться в условиях белорусского государства, что бы ни происходило в подобных ситуациях. И любой негативный нюанс расследовался бы как со стороны России, так и со стороны Беларуси. С точки зрения технологичности все это спокойно решается, была бы политическая воля и желание. Такой вот запрос в России.

Но почему-то многие воспринимают интеграцию как постоянную инициативу с российской стороны, а в Российской Федерации хотели бы видеть белорусские инициативы. И точно так же, если они будут, мы готовы садиться и обсуждать их досконально. Не забалтывать, а наоборот — прорабатывать, понимать своих партнеров и потом реализовать. И это находится во всех плоскостях жизнедеятельности общества: в военно-стратегическом направлении, экономическом. И последние заявления президентов дают большую надежду на интенсивное сотрудничество в данном аспекте. Естественно, никуда мы не уйдем и от гуманитарной составляющей. Нам надо откровенно вести диалог, потому что в России существуют опасения касательно крена вправо у Беларуси и тех или иных ростков национализма. Нужно с пониманием к этому относиться белорусской стороне. Потому что та проблема, которая появилась у России «благодаря» Украине, не будет изжита еще десятилетия. И для многих экспертов в России вопрос, связанный с этническим национализмом на постсоветском пространстве, надолго останется болезненным. Но это все решаемые вопросы, которые нужно вместе садиться и честно проговаривать.

Если будет заинтересованность со стороны белорусских коллег, точно такой же зеркальный интерес будет и у россиян.

— В особенности то, что касается информационной политики нужно прорабатывать совместно, мне кажется. И об этом Президенты говорили еще в Сочи.

— Все правильно. Вплоть до того, что может быть стоит создать какой-то этический кодекс для СМИ по освещению вопросов, связанных с Союзным государством. Когда Президенты встречаются и договариваются о стратегических вещах относительно сотрудничества и тут выходят эксперты, политические лидеры даже не парламентских партий и объединений и начинают в очень вольной, а то и уничижительной форме критиковать лидеров партнерских государств — это недопустимо. Этого нельзя допускать даже с позиции здравого смысла! И люди, которые занимают ответственные должности, конечно, должны понимать это прежде всего для самих себя. А в целом, говоря об информационной повестке и спектре, в современном мире это одна из ключевых сфер жизнедеятельности общества и государства. И мы прекрасно понимаем, где мы можем уступать нашим западным противникам. Но, вместе с тем, у нас есть все ресурсы, чтобы это исправить. Это зависит от нас самих. Тем более, что мы в России и в Беларуси знаем, что если есть политическая воля конкретных людей на позитивную повестку, то она, как по мановению волшебной палочки, начинает выстраиваться в основных информационных каналах. И правильно было бы сейчас этой палочкой взмахнуть и посмотреть на результат! Ну никто же нам не мешает организовать системные интересные информационные кампании, направленные на создание позитивного фона интеграции Беларуси с Россией. А исполнители, которые могут это качественно сделать, есть и в Минске, и в Москве. Было бы желание! Нужны эксперты, которые способны генерировать идеи по углублению интеграции, потом разрабатывать и системно воплощать их в жизнь. Потому, что понятно, что информационный аспект важен, но без конкретных действий через какое-то время люди просто разочаруются и воспримут это как обман со стороны власти. Поэтому нужны совместные проекты, которые бы показывали эффективность этой интеграции — это залог успеха. И в этом отношении совместное производство вакцины — хороший кейс. Чем больше будет подобных примеров, тем больше у обычного населения будет позитивного отношения к этим процессам.

Диана Шибковская

Автор фото: Misha Friedman / Getty, ont.by

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц