Найти тему
Sovetika

Советский театр, который мы потеряли

Я люблю театр, я пишу пьесы, я пропитан театром начиная с трёх летнего возраста. Я знаю артистов, знаю режиссёров и многих других людей из мира театра. И я хочу сказать, что театр сейчас, в последние годы, в небывалом кризисе. По сути, мы теряем тот театр, который мы знали, любили, ценили. Он постепенно исчезает. Да, есть кучка театралов, выпускниц сценарных и театроведческих факультетов, которые готовы млеть от любого театрального действия. Буквально, им можно просто читать телефонную книгу или любой другой справочник - и они будут рады до безумия от такой находки и новой формы. Причём, лучше читать этот справочник задом наперед либо переставляя буквы либо слова . Это ещё более будет восприниматься как новая форма.

Я часто пишу разные комментарии под постами в социальных сетях, где пишут о театре. Часто спорю. Меня часто упрекают в том, что я не знаю, что такое театр, что меня нужно держать подальше от театра и так далее. Но я хочу немногого. Я просто хочу, чтобы театр мне был понятен и приносил радость. Чтобы в театре я видел простые, понятные мне формы - это любовь, радость, сочувствие и сострадание. Я не хочу в театре вывертов и ненужного выпендрёжа. Я просто хочу, чтобы я сидел в зале и верил тому, что происходит на сцене, и вся условность уходила. А артисты играли, чувствовали, жили, и я бы узнавал в них тех, кого я вижу и в нашей жизни - наших соседей, родственников. Вот этого понятного, простого театра становится всё меньше.

Сцена из спектакля. БДТ. 1961 г. - Петербургский театральный журнал - ptj.spb.ru
Сцена из спектакля. БДТ. 1961 г. - Петербургский театральный журнал - ptj.spb.ru

А что мы видим сейчас повсеместно ? Начнём с текстов. Тексты ужасные. Если вы почитаете многое из того, что сейчас признаётся лучшим, то вы не пойм ё те ничего вообще - либо мир изменился, либо вы отстали далеко и надолго. Тексты короткие, образы не прописаны, действие постоянно «мечется», фабула практически отсутствует (такое впечатление, что авторы путают кино с театром), много мата, насилия, чернухи. И мало лиричного, искреннего, хорошего, доброго, Почему-то это считается недостойным современного театра. Далее режиссёры. Говорю не о всех. Многие режиссёры просто оказываются за бортом современного театра, так как, видимо, не хотят ставить что-то такое - эдакое. А вот, те, кто ставит... вот те ставят эдакое. Такое, что у них всё перевёрнуто, всё переосмысленно, и бедные три сестры летают на люстре по сцене. А зрители!? Зрители голосуют ногами. Они просто перестают массово ходить на такие зрелища. Но у нас сейчас не принято считаться со зрителем . Ну кто такой зритель, когда « настоящие мастера » в театре создают такие «шедевры»! Зритель должен тихонько сидеть и внимать это безумное творчество и особо не вякать. А если зритель вдруг начинает возмущаться в социальных сетях, то сразу находятся «настоящие», «истинные» театралы, которые указывают такому непонимающему его место.

Но самое главное, что делать в театре можно что угодно - только не за государственный счёт ! Кто против, если какой-то чудак будет чудить за свои деньги!? Вопрос в том, что всё это безумное творчество, от кот о рого многих из нас воротит, создаётся в государственных театрах и на государственные деньги. Как правило, большинство театров существуют на 2/3 за счёт государственных субсидий и только на треть за счёт продажи билетов. И эти мастера от культуры часто получают огромные гонорары за своё так называемое «творчество» , за своё «переосмысление» классики. И они все очень не любят всё советское, в том числе и советский театр. И им есть за что не любить советский театр - там их номера просто бы не прошли

Конечно, в целом , наш советский театр - это наша гордость и наше достижение. Но это в целом. Там была и цензура, было много слабых спектаклей, много конъюнктуры. Всё это часто называют совком. Но так всегда бывает, что вместе с чем-то большим хорошим есть и что-то плохое. Не без этого. А давайте поговорим не о плохом, а как раз о хорошем, что нужно было бы сохранить в современном театре. Первое, что лично меня беспокоит , - это полное отсутствие современной драматургии, современных отношений в театре. Если вы посмотрите афишу любого театра, то вы с трудом найдёте что-то современное (берём 1990-е, 2000-е годы). В лучшем случае , вы найдёте что-то зарубежное или наши пьесы Володина, Розова, Вампилова 1970-х годов. В современном российском театре напрочь отсутствует современная драматургия. Нет, она есть. Где-то есть - в каких-то отдельных театрах или специфических театрах, таких как театр Док или театр Практика и им подобны е . Но в целом, если вы пойдёте в среднестатистический театр, то вы будете там смотреть классику либо постановки по пьесам более чем полувековой давности.

"А дальше тишина". Р. Плятт, Ф. Раневская
"А дальше тишина". Р. Плятт, Ф. Раневская

В советское время было не так. Там были и "Сталевары" во МХАТе. Это было. Как без этого. Но были и другие современные пьесы. Давайте вспомним, к примеру , "104 страницы про любовь" Э. Радзинского. Пьеса была написана и буквально тут же подхвачена театрами. Не без труда, но подхвачена. И зрители тогда в залах в героине Наташе узнавали себя, своих близких. Наташа была своя. Она жила где-то рядом. А это же важно. В этом особая значимость искусства - писать о современниках, о тех, кто жив ё т с вами рядом. А так, можно ставить древнегреческие комедии и успокоиться всем , и не писать ничего нового. Важно, что бы на сцене бы ли наши современники. И они тогда были. Был спектакль "Премия", был спектакль "Старшая сестра" и "С любимыми не расставайтесь" А. Володина и много других. И это был советский театр, который рождал такие пьесы и которые ставились! И было много других примеров. Я хорошо знаю Московский Новый драматический театр, где в 1980-х годах был поставлен спектакль "Пора тополиного пуха" А. Сергеева. Эта пьеса о любви двух молодых людей, и это были не сталевары и не коммунисты. Это были простые современные парень и девушка. И театр ставил такие пьесы, и спектакли шли с огромным успехом. Так, "Пора тополиного пуха" шла более 600 раз. Сейчас это немыслимая для театра цифра.

А что сейчас ? Сейчас, как я уже и писал , современных пьес нет, и нет постановок по ним. Есть, например "Варшавская мелодия". И, кстати, эта пьеса Л. Зорина тоже из советского театра, которая шла с большим успехом тогда. И сейчас "Варшавская мелодия" идёт в театре "На Малой Бронной" с большим успехом . А я спрашиваю всех : а что, неужели нельзя написать такую же, но современную нам пьесу и уже по ней поставить спектакль. Нет, я не против того, чтобы и "Варшавская мелодия", и "Мой бедный Марат", и "Покровские ворота" и многие другие советские пьесы ставились и сейчас. Но почему не ставятся современные, 2000-х годов пьесы !? А ведь они есть. Пишут хорошо и сейчас. Но не ставят.

Спектакль "Варшавская мелодия". Ю. Борисова, М. Ульянов
Спектакль "Варшавская мелодия". Ю. Борисова, М. Ульянов

Сейчас наш театр погряз в классике. И этому есть несколько объяснений. Во-первых, Гоголь с Островским и Чеховым режиссёру в нос не дадут за глумление над их текстами. Во-вторых, Чехову с Достоевским не надо платить гонорары. В-третьих, можно жутко осовременить великие творения, и тогда, помимо режиссёрского гонорара , обогатить себя и авторским гонораром за инсценировку. И, таким образом, сейчас у нас в театрах повально ид ё т только одна классика. И хорошо бы, если бы эта «новая» классика была бы более-менее понятной для зрителя. Нет, е ё переосмысливают, и очень сильно. Конечно, любую пьес у , в том числе и классическую, в каждое время надо играть по-новому. Так говорил тот же Г. Товстоногов. Но он , видимо, не имел в виду, что героев "Грозы" надо ставить на тележки на ролик ах , как это сделал его преемник Могучий. Товстоногов имел в виду более ментальные вещи, более тонкие.

Но вернёмся к советскому театру. В советском театре было и что-то плохое , но всё же, главным тогда было - дать дорогу талантливым молодым. И молодые режиссёры, на мой взгляд, тогда могли чаще и больше ставить. И ставили . Сужу по многим театрам. А это значило, что , несмотря на цензуру, на бюрократию, появлялись разные спектакли, спектакли режиссёров разных поколений. А это важно. А что сейчас ? Сейчас молодому режиссёру просто трудно что-либо поставить. Практически нереально. Все театры давно «заняты» . В каждом театре уже есть свой главный режиссёр или худрук., которые просто не пустят на порог новенького. Ну, а если вынуждены по тем или иным причинам "пустить" нового режиссёра, то сделают вс ё , чтобы его быстро выжить. Новый режиссёр - это кто!? Это конкурент, который отнимет часть пространства, денег. Кому он нужен ?! Поэтому во многих театрах ставят спектакли только худрук. или небольшая группа режиссёров, не пуская молодежь на сцену! Если в советское время молодежь была защищена, и молодым режиссёрам давали и ставить, и снимать, то сейчас это не так. Сейчас под видом того, что режиссура молодого режиссёра не соответствует эфемерному высокому художественному уровню, его просто выпроваживают из театра.

Спектакль "Фантазии Фарятьева", 1976 г. - sergeyyursky.memorial
Спектакль "Фантазии Фарятьева", 1976 г. - sergeyyursky.memorial

Большую роль в советское время играл обмен опытом. Многие именитые режиссёры и педагоги приезжали в региональные театры и проводили занятия, смотрели спектакли, давали свои рекомендации. Театры активно гастролировали, в том числе и нецентральные. И сделать тогда это было проще. Была политика, чтобы создавать театры именно на периферии, чтобы во всех крупных городах были свои театры. И именно благодаря СССР мы имеем столько театров, так как большинство из них было создано в советское время, или были построены для них здания в советское время. Тогда была такая политика. А сейчас у нас политика на выживание. В регионах театры имеют, как правило, очень небольшую труппу и играют не часто, начиная сезон уже поздней осенью и заканчивая его ещ ё задолго до лета. Как таковой общей театральной жизни в стране не существует. Это на мой взгляд. Конечно, есть и фестивали, есть и отдельные сильные и активные театры. Есть отдал ё нные города, которые и приглашают режиссёров, и проводят фестивали. Но я говорю о всей стране, о всех театрах. Вывезти спектакль из театра, устроить гастроли - неимоверно трудно и дорого. То, что когда-то активно делал Союз театральных деятелей сейчас уже сведено к нулю.

Учитывая всё вышесказанное, как бы некоторые театральные деятели и любители театра н и возражали, я вижу, что очень многое хорошее из советского прошлого безвозвратно у теряно. Театры не развиваются, нет ничего современного, роста. Просто что-то играют, что-то вычурное ставят - есть какой-то междусобойчик, который нужен только самим участникам. Из года в год я собственными глазами вижу, что в театры ходят всё меньше, всё реже. Н а такие слова, на такую критику мне обычно отвечают, что я ничего не понимаю. Допустим. Не понимаю. Но если вы что-то понимаете, расскажите, поделитесь. Что вы смотрели в театре? Что вам нравится ? Что вы думаете обо всём сказанном?

Я же скажу так. У нас в стране очень много талантливых и режиссёров , и актёров. Но чтобы сделать и показать спектакль , нужны деньги. И поэтому я часто вижу в большом и солидном театре откровенный бред и чепуху. Но зато в каком-то «подвале» или в каком-то студенческом театре я вижу что-то яркое, искреннее, замечательное. Но только никто не даст дорогу вот этому яркому, замечательному. Не дадут денег, устроят препоны. В результате, талантливая молодежь просто уходит из профессии или периодически что-то играет в «подвалах» . Кто-то даже, смотря на выпускников театрального ВУЗа, сказал: как жаль, что таким талантливым ребятам уготована судьба сниматься в сериалах. И это ещ ё лучший выход, так как в сериалы попадают единицы.

Резюмируя, скажу, что в современном театре нет возможности для роста молодёжи, нет современной драматургии и, вообще, современного героя, а есть искажение классики и есть превалирование любых новых форм и всяческих экспериментов над так называемым старым, нормальным театром. Главное, что должно быть в театре , - это , прежде всего , литература, слово , а они отсутствуют.

Увы, советского театра уже давно нет. Новый российский театр уже растерял всё советское, но ничего хорошего нового , нужного именно зрителю , не приобрёл.

Дмитрий Ластов

ПЬЕСЫ ДМИТРИЯ ЛАСТОВА

Смотрите ещё: Александр Курский читает русскую поэзию, Советский театр - "Дом, где мы родились" (МХАТ, 1962 г.), Уникальный театр на Северо-Востоке Москвы.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ВЫ НЕ ПРОПУСТИТЕ НОВЫХ ВЫПУСКОВ

ОБЯЗАТЕЛЬНО СТАВЬТЕ ЛАЙКИ И КОММЕНТИРУЙТЕ НАШИ ПОСТЫ, ПИШИТЕ ВАШИ ВОСПОМИНАНИЯ И ДЕЛИТЕСЬ СВОИМИ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ - ЭТО ВАЖНО ДЛЯ НАС!