Как-то в юности, в золотую пору летнего безделья, мне попался роман Арчибальда Кронина «Замок Броуди». Тогда я все читала жадно, запоем, очень много и очень быстро, но на этом романе подзависла. Настолько главный персонаж меня поразил. И нет, не жестокостью своей, как сейчас пишут о нем в Википедии (ссылка ). А именно той самой бесчувственностью, о которой я рассуждаю вот здесь .
Паталогическая бесчувственность Джеймса Броуди постепенно приводит к уничтожению и разрушению всего его маленького мира. В то время, как все, что ему, по сути, требовалось – проявить хоть немного сочувствия к членам своей семьи. Разделить их желания, мечты, невзгоды, где-то поддержать, где-то помочь, где-то дать совет.
Но он на это не способен. Когда-то, вероятно, пережив тяжелую психическую травму, он запретил себе вообще что-либо чувствовать, и выстроил всю свою жизнь как оборону от внешнего мира. И семью свою попытался так выстроить. Да вот беда – оказались его домочадцы живыми людьми, со вполне себе человеческими чувствами. С этими чувствами и попытался бороться Броуди, что и привело к краху.
В этом случае жестокость главного героя – лишь следствие его бесчувственности, и эта книга хорошо показывает путь, который ведет от одного к другому. Жестокость – не первопричина, первопричина – именно желание избавиться и отгородиться от всех чувств и эмоций.
А что вы думаете о басне Ивана Крылова «Стрекоза и муравей»? Муравей, отказавшийся приютить несчастную стрекозу – он бесчувственный или жестокий?
На первый взгляд, вроде бы просто бесчувственный. Можно легко себе представить, что его не трогают страдания стрекозы, он их не понимает и не разделяет. И вроде бы он даже прав, потому что стрекоза действительно совсем не позаботилась о грядущих холодах, не подумала о будущем, предпочла развлекаться и отдыхать вместо тяжелого труда. Проленилась? Вот и отвечай за это, а муравей помогать тебе не намерен.
Но, друзья, давайте посмотрим на ситуацию под другим углом. Что ждет стрекозу зимой, если муравей ей не поможет и не приютит? Стрекоза, дорогие друзья, умрет от холода и голода. И муравей, говоря ей «ты все пела? Это дело: так поди же попляши!», выгоняет ее фактически на смерть . Да еще и делает это с издевкой.
Муравей – жестокий и даже как будто немного наслаждающийся страданиями стрекозы маленький нравственный уродец. Обрекать кого-то на смерть только потому, что этот кто-то был слишком легкомыслен, даже по меркам бесчувственного человека – такое себе. Даже Броуди, в общем-то, не хотел, чтобы его дети и жена умирали в мучениях. Он просто хотел, чтобы они отстали от него со своими чувствами и жили по его плану.
Муравей же – совсем другое дело. И мораль этой басни, как мне видится, вовсе не в трудолюбии и противоположном ему легкомыслии. А именно в жестокости.
Неоправданно тяжелого возмездия за не такую уж и серьезную провинность.