Кристофер Дрессер был ботаником в самом прямом смысле этого слова. То есть, он изучал растения и всем сердцем проникся прекрасной структурой этих живых организмов, в которых все было так продумано и четко. При этом второй сильной любовью Дрессера был дизайн, и этому он учился с 13 лет, посещая специальную школу в Сомерсет-Хаусе. "Две страсти, две любви владеют мною", - мог бы сказать этот человек о себе словами Шекспира.
Ботаника и дизайн нашли в его лице своего объединителя. Дрессер создал новую дисциплину - Art Botany, и читал по ней лекции. До наших дней сохранились некоторые его схемы, на которых он показывал структуру растений, красоту их ритма, гармонию расположений побегов, листьев, лепестков.
В ботанике Дрессер достиг признания - стал доктором наук, написал несколько интересных книг, был принят в Эдинбургское ботаническое и Линнеевское общества. При этом он не оставлял занятия дизайном, основал свою студию и создавал предметы обихода, оформляя их в совершенно новаторском ключе. Большое влияние на его творчество оказало знакомство с Японией, куда он был командирован в 1876 году Музеем Южного Кенсингтона для знакомства с прикладным искусством этой страны и приобретения наиболее интересных экземпляров для музея.
В Японию и японскую культуру Дрессер буквально влюбился. Результатом стала книга «Япония: ее архитектура, искусство и произведения искусства».
Изящество и лаконизм японских вещей подвигнули английского дизайнера на пересмотр традиционных взглядов на дизайн. Он понял, что красивая вещь должна иметь оригинальную форму, но не вычурную, а рациональную. Вернувшись в Англию, он начал создавать изделия, которые могли бы служить обычным людям, при этом были бы красивы, удобны и лаконичны. Посмотрите на чайники, кувшины и вазы, которые создавались в студии Дрессера. Не правда ли, они выглядят вполне современно? Трудно даже поверить, что они сделаны в XIX веке.
Это была викторианская эпоха с ее плюшевыми диванами, обилием рюшек, кистей и прочих украшательств. Подобная эстетика была совершенно чуждой Кристоферу Дрессеру.
Дрессер проектировал не только посуду, он делал и мебель, и прочие предметы обихода. Все эти вещи объединяет одно слово - "стильность". Изделия не выглядели дорого-боХато, в них не было ничего излишнего, но поражали необычные для того времени формы и новые материалы, которые использовал дизайнер. В частности, он сочетал металл и стекло, дал новое прочтение керамики и т.д. В век промышленного развития обращение к таким материалам, как стекло и металл, выглядело очень современно.
Дизайнерские изыски в произведениях Дрессера никогда не существовали ради самоцели. Они всегда были функциональными.
Никакого обилия декора, завитушек и украшательств, а только строгая лаконичность и внятность формы, при этом многие его вещи явно были вдохновлены образами растительного мира. Дрессер не просто придумывал новую форму привычным вещам, он прекрасно знал свойства материалов и учитывал их при создании изделий. Он много работал также с фарфором, выполняя заказы соответствующих заводов, в том числе такого знаменитого корифея фарфорового дела, как Веджвуд.
Дрессер не забывал писать книги, в том числе знаменитую «Принципы дизайна».
Дизайнер умер в начале ХХ века, во многом опередив в своем творчестве функционализм нового столетия. К сожалению, его наследницы не смогли продолжить дело отца.
Читайте еще на моем канале:
Элегантность и качество за небольшие деньги: мои покупки в "Фамилии"
Если не хотите промазать с подарком, дарите ароматы Paco Rabanne: объясняю, почему