Сложно представить реакцию Тупака Шакура, будь он жив сейчас и узнай, что некая творческая девица рассказывает о нем, как "об одном из девяти" музыкантов, ставших "частью ее творческой личности". Стал бы его реакцией смех или слезы, или бы он применил в ответ, скажем так, один из приемов музыки, которую создавал, - прием часто выражается и словом и жестом одновременно, звучит как просто слово в разговоре, но довольно резко. - Рэп за словом в карман не лезет, стиль такой. Наверняка был бы удивлен, едва узнав о ее происхождении, месте жительства и отсутствии хотя бы одного названия среди ее, скажем так песен, - о мигрантах-азиатах, - при заявленном интересе к его творчеству. Опустим качество ее так сказать творчества, только сухо об идее - о чем могла быть такая песня, которой у нее вообще нет?
Родители Тупака Шакура были участниками афроамериканского леворадикального течения (партии, общественной организации) "Черные пантеры". Сам он родился в гетто - именно об этой жизни было его творчество. Правильнее сказать, - разговор о жизни, которая причиняла боль превратился в творческий акт одаренного человека. Однако очень важно не упустить интонацию его посыла, особенно учитывая, что в современном мире с интонацией этой тематики есть большие проблемы. "Черные пантеры" выступали в том числе за вооруженное сопротивление социальному неравенству, вооруженную защиту себя, сопротивление превышениям должностных полномочий полицейскими. Их никто решительно не поддерживал: сила движения только изнутри. Это не то, чтобы "нажаловаться в Европу", устроить шум - что, впрочем, помогает не реальным жертвам (чего либо, расизма в том числе), а балует любимчиков "военных конфликтов", обслуживает политические интриги, эксплуатирует тему расизма. "Черные пантеры" - это вообще другая история.
Участники "Черных пантер" - это были не котята в лукошке, подброшенные на чье-нибудь крыльцо. Они не ждали, что к ним изменится отношение социума, не надеялись на какие-либо социальные институты, перемену или интерес к ним каких-либо политиков. Они могли рассчитывать только - на собственные человеческие качества!
Добрая половина родственников Шакура периодически была в списке разыскиваемых ФБР, кто-то сидел, кто-то сбегал из под стражи. Пантеры совершали грабежи, убивали полицейских, если по другому не выбраться. К их жизни также был приобщен криминал, мафия. Даже просто (вдумчиво) прочитав статью в Википедии о Тупаке Шакуре, сквозь приятие одних и неприятие\настороженность к каким-то другим моментам его истории совершено точно понимаешь одно: это была история ВОЛИ, а не нытья, история СИЛЫ, полного отсутствия страха - участники "Черных пантер", скажем так, не ленились лезть в "передряги", понимая, что их неоднородный и неоднозначный способ отстаивания своих интересов становится причиной интереса к ним ФБР . Уверенность и активное стремлении изменить свою жизнь тем не менее не были утрачены: у них все равно не было другого способа... хотя, впрочем, может можно было слинять куда-нибудь в Европу, работать на плантациях?.. - Чтобы устроить себе в этот раз узаконенное рабство - и в истории их народа получилось бы рабство № 2. Тупак и его окружение хотели не только, не просто "еды", или "побольше еды" - они хотели развития. У них были духовные лидеры, среди них были писатели.
Чтобы сказали, - подумали все эти вместе взятые "ребята" из "Черных пантер", из окружения Тупака Шакура и сам он о народе (о народах), которые будучи "белым", почти единственным, преобладающим населением в своих собственных странах - сдриснули в соседнюю, чтобы поменять волю на метлу + немножко еды + немножко сна в клоповнике с максимально способным вместиться туда числом таких же "бедолаг"? - Сдриснули враз, без размышлений, чтобы самих себя засунуть в "гетто", самостоятельно созданное для себя же в чужой стране. Боюсь, трусливые мужчины с либерастными разговорами "у нас дома ничего нет" - брови домиком и улыбка, которая начинает вызывать устойчивые ассоции с одним медицинским термином - это не то, что могло бы найти отклик у таких мужчин, как Тупак. -
Единственное, что может меня убить, — это смерть. Это единственное, что в принципе меня может остановить.
Этой женщине Маниже, которая называет себя "творческим человеком" и претендует с какой-то безбашенной уверенностью на понимание музыки Тупака безразлична тема собратьев мигрантов вовсе, кроме того, что она выкрикивала со сцены "Эй, рюсский женщинь, давай, голосуй за меня" - это она - азиатам, они для нее средство, - будут счастливы в своей ментально-духовной пустоте оттого, что " наш девчка победил в телевизр", - нажмут нужную кнопку. Слово "наш" для них - количественный показатель, - натиск числом, объединяющий миллион людей с -
одинаковым лицом. - У них кроме узнаваемости лица, которое отражает (внешне) национальную принадлежность - ничего не осталось. Внутри - там, где могли быть человеческие качества, хотя бы память о них - ровно.
В гетто, где началась жизнь Шакура Тупака, несмотря на общую беду, одинаковые сложности у всех там живущих, - социально они были не равны. С одной стороны - в самой организации "Черных пантер" - участники, имеющие меньший вес, не являющиеся лидерами, могли выражать свое не согласие, вступать с инициативой, отличающейся от мнения лидеров. С другой стороны, Тупак Шакур так отзывался о своей матери: "У моей матери была серьезная репутация. Это было все равно что иметь отца, потому что у нее был авторитет. Ни один ублюдок не мог поиметь Афени или ее детей. Никто не мог нас тронуть. У всех мамы как мамы, но моя мать Афени ...". Ни нужда ни тяготы не сделали их одинаковыми между собой людьми.
Какое понимание творчества Тупака может быть у Манижи?! Испанский стыд медленно расползается по венам, когда видишь как она - Ух! - с энтузиазмом, тяжеловесно так ("по-мужски!") отплясывает телодвижения из рэпа даже не задумываясь, что настолько не понимать что ты делаешь, назвать Тупака Шакура тем, кто "составил твою творческую личность", чтобы потом выделывать своим задом на сцене "типа как в рэпе" - это на самом деле вызывает чувство замешательства, неловкости за действия другого человека. И глубокого стыда за то, что это недавно вспыхнувшее явление сцены вообще как-то соотносится со словом Россия.
Тупак Шакур - это не тот, кто мог быть модным (женщины на него вешались, это понятно), не для тех, кто может считать себя творческим человеком или разбирающимся в его музыке.
Кстати, у него было весьма развито чувство общности со своими - в одной из своих первых песен он пел, что если его друг выбрал продажу наркотиков, а он сам выбрал микрофон - это не значит, что у Тупака появилось право осуждать, хоть он сожалеет о участи друга. Что он готов все бросить и приехать на помощь, если только будет нужно. Он очень хорошо знал вкус той жизни, из которой далеко не всем удалось найти выход. -
"Я лучше сдохну на районе, где я родился и где я любим. Нет, я не говорю, что хочу умереть. Но уж если умирать, то при исполнении, во имя того, что действительно важно".
* * *
Тупак привлек к себе внимание не с помощью оружия или агрессии или темы, которую он взялся эксплуатировать. Однажды мне случайно попалась новость - некий музыкант (не помню кто) благодарил мать Тупака за сына, сказав, что "энергия его слов" воздействовала на людей и для самого того музыканта явилась важной вехой в творчестве. Сообщение было весьма искренним и покуда в окружающем мире все сложнее с энергией слова, .. звука, кисти художника меня заинтересовало я и открыла для себя эту историю - не музыку, она как и прежде не в моем вкусе: слишком грубовата, слишком мужиковата и немелодична, хотя теперь я понимаю, почему речитатив. Первый альбом Тупака пытались запретить, музыка устроила переполох среди первых лиц Американского государства - из-за энергии слов, иначе никто бы не проникся сочувствием ни по поводу расизма, ни по поводу жестокости и несправедливости полиции, никто не проникся бы симпатией к этим людям. В самой жизни ведь никто не замечал происходящего относительно жителей гетто, хотя ничто из этого списка это не было секретом.
Он был очень общительным и открытым человеком, как о нем рассказывают - с необыкновенным чувством юмора и умением выстраивать отношения с самыми разными людьми. В своих интервью, одно из которых я слушала очень внимательно - он спокойно рассказывал о том, что ...(я далеко не строго цитирую) "если без перспектив.. для нас, мы голодны - мы не можем это исправить, вам всем - все равно... как вы думаете, что мы будем делать?" и далее в этом духе. Он хотел быть услышанным, не навязанным.
...
Исходя из того, как вокруг обсуждают эту действительно нелепейшую историю "музыканта" Манижи - чувствуешь, что необычную историю Тупака, которая интересна сама по себе и важна для понимания многих вещей, имеющих отношение и к жизни разных народов (как иллюстрация механизмов развития, как серьезный разговор о расизме) - как если бы облили грязью, хотя скорее облили себя самих. Как можно называть речитативом и вообще рэпом то, что имитирует (и весьма неумело даже внешне) Манижа?! - И учитывая где у нее это вылезает -
музыканты, которые поют\создают - выражают себя в стиле рэп - довольно резки к тяжелым сторонам жизни, явлениям, ... стали бы они со сцены "объяснять" слушателю, что он "будет их слушать!" или подсказывать за кого голосовать?... Вряд ли. Кто-то из недо-журналистов или блогеров брякнул, что у "Манижы стальные яйца"... ну вообще-то стальные здесь мозги, которые не могут пошевелиться, хотя бы чуток. -
Если ее поведение это невоспитанность или непонимание, то чрезмерность настолько велика, когда углубляешься в тему и получаешь возможность измерить уровень несоответствия, что испанский стыд начинает отступать, а то что она творит начинает наводить на мысль о пережитой ею лоботомии.
...
И вот на передачу Урганта выходит "творческая личность Манижа", "вдохновленная" Тупаком Шакуром которая заявляет, отвечая на вопрос о том "Как вы?" - "Теперь гораздо большее число людей произносит Манижа, а не Маниша". Далее сценарий передачи начинает буквально цитировать эпизоды, например из мультфильма "Шрек", когда заведомо глупые персонажи выражают восторги, обнаруживая вульгарность вкуса, одноклеточность мозга.
- А что значит ваше имя? - Ургант
- Манижа значит нежная (зал в восторге "Уууу")
- Как красиво - Ургант
- Да, а моя фамилия Сангин, что значит камен-ная - (зал "Уууу") - да, а правда красиво (нарочито кокетливо опускает глазки)
- А что значит Маниша? - Ургант
- Злая
Это такое кокетство - " типа нежный камень": сочетание силы и мягкости в одном лице, красоты и острых шипов. Одним словом - прекрасный булыжник.
Тупак Шакур был хорошим человеком, это интересная история. Хорошо, если подрастающее поколение, которое может сегодня испытывать интерес к Евровидению будет понимать о ком речь, слыша это имя так или иначе. Если б знали, надо думать - протестовали бы против претензий на понимание его творчества нужными словами, кроме того что вообще бы голос подали.