Найти тему
БЫТЬ ХУДОЖНИКОМ 100

"Выученная беспомощь" - болезнь художников ХХI века. Симптомы и как бороться

Художникам (не всем, но многим) мешает двигаться и творить не отсутствие "господдержки современного искусства", не "картины не покупают", "галеристам не нужны молодые и начинающие, они не ищут талантов" и "искусство никому не нужно".

Выученная беспомощность делает из людей, потративших годы на обучение скульптуре или рисованию, на изучение таких сложных дисциплин как кураторство, искусствоведение, арт-менеджмент, философия, лиц без определенного рода занятий и перспектив для дальнейшего развития, находящихся в поиске копеечных заработков в сфере искусства (и согласных на любую работу) при абсолютном нежелании прикладывать усилия для своего развития.

Нашла хорошую статью Солнцевой Н. В. "Феномен выученной беспомощности: причины формирования и пути преодоления", про этот феномен и хочу разобрать ее положения применительно к художникам.

Выученная беспомощность - это важный и интересный феномен, являющийся одной из базовых человеческих проблем. Каждый человек хоть раз в жизни испытывал состояние, когда не мог выйти из гнетущего переживания («я никогда не смогу справиться», «это бесполезно, все равно ничего хорошего не выйдет»), или не удавалось прекратить действия, которые не являлись эффективными или, напротив, инициировать то, что является жизненно важным («знаю, что не эффективно так себя вести, но ничего не могу с собой поделать», «мне лень, не могу себя заставить», «я слишком молод/ болен/ и. т. п. для этого» и т. д). Во всех таких ситуациях действует один и тот же механизм выученной беспомощности.
Наличие выученной беспомощности у человека можно достаточно легко определить на основе слов - маркеров, употребляемых в речи. К таким словам относятся: «Не могу», «Не хочу», «Всегда», «Никогда», «Все бесполезно».

Слышали от знакомых художников: "не хочу ходить-знакомиться", "не могу себя заставить посещать вернисажи после работы", "всегда мои работы не берут на выставки"? Ведь проще сказать так, чем честно признаться: я не ищу никаких open call, мне неохота знакомиться с кураторами, делать работы специально под проекты, поэтому я посылаю "что есть",

Выученная беспомощность связана с трудностями: 1. постановки цели («ничего не хочу», «не знаю что выбрать»)

Как выглядит: Художники знают, что хотят славы и признания, зарабатывать своим творчеством, дорого продавать работы и т. п. Но сформулировать, кто конкретно должен их любить и признавать, какая институция должна выдавать им гранты и за что - об этом многие люди не имеют представления и даже не пытаются мониторить ситуацию, узнавать о новых возможностях для художников, макетировать свой путь в искусстве.

Почему возникает: Отправив ряд заявок в проекты, в галереи, абсолютно не соответствующие по специфике творчеству конкретного автора, поучаствовав ряде выставок со смутной концепцией и ни с кем не познакомившись, ничего не продав, художники думают: я такой классный, но это никто не понимает, поэтому не буду и пытаться. Некоторые идут дальше и пытаются искать себе арт-менеджера, но оказываются шокированы ценами на такие услуги и нежеланием людей браться за продажу их гениального творчества.

Что делать? 1. Найти аналогичных авторов в соцсетях, посмотреть в каких галереях они выставляются, какие институции поддерживают сходное искусство, кто ЦА Ваших произведений 2. Следить внимательно за возможностями для художников в Вашем городе и онлайн 3. Убедиться, что Вы имеете грамотно составленное хорошее портфолио, что Ваши работы хорошо отсняты, а по Вашим соцсетям можно понять, что Вы делаете 4. Попасть на портфолио-ревю, проконсультироваться со специалистами

2. Трудности инициирования действия («трудно начать», «потом», «не сейчас», «хотелось бы, но»)

Оправданий на тему "почему не сегодня" бывает множество: еще учусь\не достаточно хорошо знаю современное искусство, надо хоть немного заработать, чтобы потом творить, заниматься сейчас семьей, а творчеством потом, я пока еще молод, чтобы высовываться, у меня еще достаточно хороших работ нет, я не очень умею (рисовать, лепить, писать), продвижением займусь позже, потом буду по вернисажам ездить.

3. Трудность поддержания первоначального намерения («я передумал», «стало не интересно»)

Как выглядит: вспомним басню про лисицу и виноград

Почему возникает: многие факторы окружающего мира способны поколебать уверенность в себе и своих действиях - материальный аспект, непонимание окружающих, прямая критика деятельности, предсказание неуспеха Вашего предприятия.

Что делать? Меньше общаться с критикующими Вас"токсичными" людьми, периодически совершать действия, ублажающие Ваших близких или партнера, если от них зависит Ваше благополучие.

4. Трудность преодоления препятствий («я не предполагал, что будет так трудно»)

Как выглядит: художник останавливается на полпути, считая, что он уже проделал некую работу, но не увидел результата

Почему возникает: становясь на некий путь, художники чаще всего просто не имеют ни малейшего представления о длине пути, который нужно пройти ради желаемого результата, сколько энергии и труда нужно на это затратить, сделав 10% работы, люди уверены, что это 100%.

Что делать? Спрашивать о реальной цене успеха у тех, кто преуспел, ориентируясь не на посты в соцсетях (которые дают ложное представление), а спрашивать: сколько тебе понадобилось времени, чтобы сделать\научиться\выйти на ....., сколько ты получил отказов на свои заявки, сколько ты направил предложений о сотрудничестве, прежде чем с тобой стали работать....

Беспомощность часто маскируется за различными состояниями, которые идентифицируют как нечто иное, например, как чувство усталости, злости, апатии. Поведение людей в состоянии выученной беспомощности может быть диаметрально противоположным. Основными вариантами поведения при беспомощности являются:
Псевдоактивность (бессмысленная суетливая деятельность, не ведущая к результатам и не адекватные ситуации с последующим торможением);

Художник делает дрейф в смежные сферы деятельности (иллюстрацию, организацию выставок, преподавание, бесполезное размещение своих картин в иностранных онлайн-галереях, создание портфолио на разных ресурсов, начинает бессмысленную рассылку портфолио, множество постов в соцсетях про свою жизнь - не говорю, что этим не надо заниматься вовсе, но эти действия нужно делать осмысленно и не в ущерб цели)

Отказ от деятельности (капитуляция, апатия, потеря интереса);

Приходилось слышать: ой, да я давно уже картин\проектов не делаю...

Ступор (состояние заторможенности, непонимание происходящего);

Особенно часто встречается у людей в возрасте, которые подсознательно понимают, что не достигли желаемого, выражается словами: "да, делают они там какие-то проекты, аукционы какие-то, блоги ведут - я этого не понимаю и не интересуюсь, а просто свое делаю"

Перебор стереотипных действий в попытке найти одно, адекватное ситуации, при постоянном напряженном контроле результатов;

Например, разослать портфолио в галереи, ждать ответов, искать новые галереи, куда отправить, волноваться, звонить туда, спрашивать

Деструктивное поведение (агрессивное поведение, направленное на себя и/ или окружающих);

Буллинг в соцсетях публичное осуждение действий и политики галерей\кураторов\художников

Смещение на псевдоцель (актуализация другой деятельности, которая дает ощущение достижения результата)

Псевдоцелью у художника может выступать: мнимая популярность в соцсетях и обилие комментариев к своим постам, погоня за ощущением собственной нужности, поиск возможностей для публичной демонстрации своего творчества в любых местах и формах и т.д.