Найти в Дзене

SMS-маркетинг: мёртв или еще может продавать?

Оглавление
Alexander Shatov on Unsplash
Alexander Shatov on Unsplash

Digital-сторонники всего нового и прогрессивного последние 10 лет повторяют, что SEO, e-mail рассылки и SMS-маркетинг вот-вот умрут. Мол, никому это уже не нужно и не дает эффекта. На деле, все упомянутые подходы к продвижению продолжают работать! Просто изменились схемы и технологии, которые мы применяем. Возьмем SMS-маркетинг: почему бы ему не работать в 2021 году? Статистика говорит, что число телефонных абонентов в мире составляет примерно 5 млрд. человек, из которых около 3 млрд. пользуются смартфонами. В любом случае что смартфон, что старая кнопочная Nokia отправляют и получают SMS. Значит, все пользователи мобильных телефонов — потенциальные потребители вашего контента (если вы, как компания или бренд, прибегнете к SMS-маркетингу или рассылкам).

 https://www.tadviser.ru/
https://www.tadviser.ru/

С учетом того, что средний человек проверяет свой мобильный телефон не менее 80 раз в день , а то и чаще. Эксперты, кстати, уже говорят о новой беде XXI века — номофобии (болезненная тяга все время проверять телефон). Но не будем о неприятном: важно только учесть, что ежедневно мы получаем SMS-сообщения (по разным данным, среднее их число составляет 3-5). Поэтому было бы глупо отказаться от ресурса, который позволяет бренду напрямую контактировать с потенциальным или существующим клиентом.

Преимущества SMS-маркетинга

Самое простое и главное преимущество SMS-маркетинга — в привычках современного человека. Можно назвать минимум 3 аргумента в пользу использования даже самых простых смс-рассылок:

  1. Сообщения просматриваются и прочитываются получателем практически всегда, ведь современный человек не выпускает телефон из рук.
  2. SMS-рассылки от брендов не так уж часты (в отличие от e-mail рассылок, например), и при грамотном подходе к их планированию, благосклонно воспринимаются пользователями. Хотя есть и всем известные исключения вроде сети ювелирных магазинов, которая “закрывается и никак не закроется” последние лет 5. Но ведь серьезный бизнес вряд ли будет вести столь агрессивный и отталкивающий SMS-маркетинг.
  3. SMS всегда дойдет до адресата и эту доставку можно проверить и проконтролировать через рассылочные сервисы — в отличие от тех же электронных писем, которые могут годами идти на адрес человека и автоматически попадать сразу в спам-папку.

Это все не значит, что надо полностью отказаться от всего, сосредоточившись только на SMS-инструментах. Омниканальность в подходе к продвижению предполагает использование разных видов коммуникации с аудиторией. SMS-маркетинг здесь, как и e-mail рассылки или чат-бот, совершенно не лишний. Тем более, что он довольно дешев и настроить отличную работающую систему рассылок можно, при нынешних технологиях, самостоятельно и быстро.

Виды SMS-маркетинга

Ничего особенного или сверх-нового в довольно традиционном смс-маркетинге за последние годы не возникло. Ключевые виды SMS-контактов брендов и компаний с аудиторией остаются теми же:

  1. Информирование: типичные сообщения о статусе банковской карты (пополнено, списано и т.п.) и подобные им. Смысл коммуникации в том, чтобы сообщить клиенту об изменении его статуса в связи с его собственными действиями: совершил транзакцию — получил подтверждение в SMS.
  2. Push или подталкивающий SMS-контакт. Тот случай, когда бренд сам оповещает клиента о чем-то: например, анонс предстоящей распродажи, праздничные акции и т.д. Если сообщение составлено правильно и отправлено вовремя, то оно простимулирует клиента что-то сделать. Хотя порой случаются ошибки и недочеты при глобальных рассылках. Каждый, наверное, может привести подобный пример: вам приходит SMS от федеральной сети магазинов одежды — вау, у нас сезонные скидки до 70% на джинсы! Но когда вы, вдохновившись, приходите в магазин, выясняется — в ваш город поставки джинсов задерживаются и их просто нет, ни со скидками, ни без скидок. Тут ясно: если такая небрежность будет систематической, вы можете обидеться на бренд и вообще перестать быть его клиентом. Потому что они вечно вас вводят в заблуждение. Верно?
  3. Pull или притягивающий SMS-контент. Это история, когда коммуникация идет от потребителя. Например, мы взаимодействуем с банковскими сервисами через короткие номера (чтобы выяснить баланс или еще что-то). Хотя “мяч вбрасывает” клиент, можно использовать его открытостью к коммуникации на пользу бренду. Например, добавочно к запрошенной информации, “догонять” его интересными предложениями — т.е. пользоваться “приоткрытым окном”.

Как сделать SMS-маркетинг эффективным

Эффективность SMS-маркетинга оценивается по “ближним” и “дальним” параметрам (это не книжное определение, а жизненно-практическое). К “ближним” относится подсчет полученных, открытых и прочитанных сообщений: эти данные можно получить в личном кабинете у любого толкового сервиса SMS-рассылок, которым вы воспользуетесь. К “дальним” параметрам относится число покупателей, которые сделали покупку или совершили иное действие именно благодаря SMS: это уже можно выяснить у клиента с помощью анкетирования или опроса как в офлайн, так и онлайн.

Как же добиться того, чтобы SMS-маркетинг был эффективным? Вот несколько правил — если вы digital-специалист, то увидите немало схожего в подходах к SMS и SMM. Это оттого, что все ключевые тренды 2021 года , которые действуют в SMM, актуальны для маркетинга и продвижения в целом:

  1. Персонализация. Формат SMS не позволяет писать длинные личные письма каждому, но все же стремитесь делать сообщения адресными и индивидуальными. Для это у всех современных рассылочных сервисов есть соответствующие настройки. Если же клиентская база, который вы намерены пользоваться, не всегда содержит имена пользователей, можно пользоваться опциями создания групп по каким-то критериям (например, “мамочки”, “пенсионеры” и т.п.). Тогда вы сможете делать групповые рассылки, персонализируя их в рамках каждой отдельной аудитории.
  2. Сегментация. Ваша клиентская база наверняка как-то разделена по соц-дем признакам, типам совершаемых покупок или по иным критериям. Для грамотного SMS-маркетинга нужно сегментировать аудитории на группы, и рассылать каждой группе только те SMS, которые могли бы их заинтересовать. Условно, покупателю памперсов нужно предлагать что-то, связанное с детской темой. А подростковой аудитории предложения “как для молодых родителей” будут неинтересны.
  3. Выбор времени. Нет ни одного человека, который бы не чертыхался в 5 часов утра от радостной банковской смс-ки про новые условия кредитования! Идеально — настраивать время, исходя из географии клиентов так, чтобы сообщения приходили в будние дни и в рабочее время. Ведь вам не нужны массовые посты о ненависти к вашим ночным или выходным рассылкам, которые потом будет репутационно “отрабатывать” ваш SMM-специалист?..
  4. Частота. Когда уже упомянутый бренд ювелирных магазинов сначала звонит вам голосами Димы Маликова, Валерия Меладзе и еще каких-нибудь селебритис, а потом “бомбит” смс-ками, вы вряд ли придете в доброе расположение духа. Если вы сами пользуетесь SMS для продвижения, не перегружайте аудиторию слишком частыми рассылками. 1-2 сообщений в неделю, а то и в месяц (в зависимости от типа бизнеса) будет достаточно.
  5. Краткость на уровне твиттера. Как правило, автоматизированные сервисы SMS-маркетинга ограничивают сообщения 160 символами. Идеально — вместить всю информацию в один твит. Не “портянка” во весь экран, но и не односложное предложение. Нужно писать кратко, по сути, стараясь “зацепить”.
  6. СТА и вовлечение. Как известно всем прогрессивным digital-специалистам, вовлечение в 2021 году — это “новый черный”. Все бренды и компании бьются за внимание пользователя, и стремятся побуждать его к действию. То же правило, что привычно SMM-специалистам для работы с социальными сетями, действует и в SMS. Нужно заранее решить, чего вы хотите добиться от клиента и побудить его сделать это. Подтолкните его грамотным контентом к совершению звонка или ответу на SMS, пригласите на сайт и т.п.
  7. Шанс на обратную связь. Если SMS-маркетинг работает через автоматические системы, то ответ от клиента может не дойти (потому что не предусмотрен сервисом). Указывайте контакты: куда и к кому клиент может обратиться, чтобы задать свои вопросы или выяснить подробности.

Соблюдая всего лишь эти семь простых правил, можно создавать эффективные рассылки, которые не станут для аудитории раздражающим спамом.

Сервисы смс-рассылок

SMS-маркетинг — на то и маркетинг, а не просто “система рассылок”, что в нем предусмотрен анализ результатов. Мало отправлять за копейки массовые рассылки на пользовательские телефоны. Важно оценить их результативность в “ближних” и “дальних” параметрах, о которых говорилось выше. Даже если рассылка была 100%-но прочитана всеми пользователями, но прироста продаж или притока клиентов не произошло, есть повод задуматься — что сделано не так. И в будущем скорректировать свои действия или контент. Для этого важно наличие хорошего сервиса рассылок. Их сейчас немало — по запросу в поисковике вы найдете не менее десятка, с отзывами и подробным описанием функционала.

Обычно опытные специалисты по SMS-маркетингу выделяют:

  • SMS Aero — за его лаконичный дизайн, простоту интерфейса, круглосуточную техподдержку и возможность интеграции с CRM через API или SMPP. К минусам относят то, что здесь нет других видов рассылок, и если вы хотите “истинную омниканальность из одной точки”, чтобы отправлять через один сервис и SMS, и, например, e-mail, то здесь у вас этого не получится.
  • SendPulse — за многообразие возможностей: как раз здесь есть и sms, и e-mail, и чат-боты, и социальные сети. Здесь есть также бесплатные формы подписки для сбора телефонных баз.
  • SMSC.ru — фактически старейший из ныне существующих “гигантов” SMS-маркетинга. Здесь есть SMS, голосовые рассылки, виртуальные номера, e-mail и рассылки в соцсетях. Кроме того, сервис хвалят за стабильную защищенность от DDoS-атак.

Выводы

После трудного 2020 года взаимодействие с аудиториями перешло на другой уровень и усложнилось последствиями пандемии и кризисов. Кто-то обеднел или потерял работу, кто-то сменил образ жизни и сферу деятельности. Конкуренция бизнесов за внимание и расположение пользователя вышла на новый виток, и он отличается от того продвижения, которое мы использовали в более спокойном и предсказуемом недавнем прошлом.

Если вашей компании или бренду нужны эффективные коммуникации с аудиторией, то отказываться от SMS-маркетинга — преждевременно и даже глупо. Его обязательно нужно использовать как один из каналов в синтезе с другими.