(М. М. Зощенко).
Жил у нас в деревне один гражданин. Мужик, в общем. Я в те времена был малолеткой, с этим мужиком лично знаком не был, поэтому раскрыть в полной мере образ и характер персонажа не смогу. А жаль. А вот Л. Н. Толстой или Н. В. Гоголь – вывели бы мужика – любо-дорого! Тем не менее, могу сообщить, что жил он на самом краю деревни – почти в лесу, был пенсионером, содержал пасеку и продавал излишки мёда.
А заслуживает его персона таких великих потому, что он купил легковой автомобиль «Москвич 402». Нынешний обыватель скажет: «ну и чо?». А вот что: - купить легковой автомобиль в СССР в конце пятидесятых было невозможно! Ну хорошо – почти невозможно. На получение «открытки» для приобретения автомобиля записывали в очередь только на крупных предприятиях в больших городах, и ждали этих открыток годами и даже более. Кроме того, стоимость автомобилей, по тогдашним нашим понятиям, не укладывалась в обыкновенной голове.
Мне скажут: - гражданин продавал излишки мёда и накопил сумму. В большом городе, на крупном предприятии у него кто-то был и за вознаграждение приобрёл машину на своё имя, а на гражданина ( т. е. на мужика ) оформили генеральную доверенность. Правильно. Крыть нечем. Но смотрим на событие шире: - дорог у нас в то время не было из принципа;
- бензина и заправок – по той же причине;
- земля в наших краях – чистый чернозём;
- зимой дома заносило по крышу;
- про осень и весну даже не буду упоминать;
- летом если и можно отъехать, только рядышком – может случиться дождичек.
Разумеется, что человек с богатым жизненным опытом бензин добудет, но ездить не удастся. Собственно, так и было.
Для многих деревенских явление этого «Москвича» стало откровением неописуемым. Они думали, что такие машины бывают только в кино ( а к нам приезжала кинопередвижка ) и катаются на них исключительно в Москве по сельскохозяйственной выставке ( ныне ВДНХ ). А, скажем мечтать о личном автомобиле никому не могло прийти в голову ну никак.
Всё это написано к тому, что время шло. И вот у наших граждан стали появляться автомобили. И я обзавёлся, правда позже многих – но это так – к слову. И вы думаете, мы сразу начали испытывать счастье? Как бы не так! Машины поначалу были отечественные, ломались редко, но всегда. Сервиса никакого. Нужен блат. Даже в Москве заправки можно было пересчитать по пальцам, да и заправиться можно было, если есть бензин и отстояв очередь, величина которой может быть обозначена только ненормативным языком. Отъехав от Москвы, вы быстро оказываетесь в зоне бездорожья, и дальше как повезёт.
Но зато никаких пробок! Ехай хоть вдоль, хоть поперёк. Паркуйся где угодно и стой там сколько влезет.
Теперь же жизнь стала невыносимой! Каждая семья имеет машину. И хорошо бы одну. И по две сплошь и рядом, да и целым автопарком уже не удивишь. Дорог стало на порядок больше. Вдоль трасс заправки, кафешки, гостиницы. Скучно. Раньше на трассах удобства были как у стрекозы из басни Крылова: « и под каждым ей кустом…».
Но согласитесь – брюзжать мы будем всегда. Наверное, правильно. Меня огорчает только то , что из своего опыта общения приходится делать вывод: - особо брюзжащие, как правило сами ничего не сделали, не делают, да и не умеют и не хотят. В то время, как надо учиться и работать.
А вы брюзжите… ( М.М.Зощенко).