Найти тему

Ленин и нынешние правители России: Образование

Ленин

Владимир Ильич Ленин ясно понимал, что основа развития страны — всестороннее развитие всего народа. Одним из главных инструментов такого развития должно было стать образование, перед которым ставилась задача просвещения народа. И потому с самого начала деятельности Советского правительства это стало одним из её приоритетных направлений его работы. Американский дипломат Уильям Буллит, посланный в Советскую Россию президентом Вильсоном, чтобы разобраться в происходящем в нашей стране, не относился к новой власти дружески. Тем не менее, в своём отчёте он констатировал, что «Советская власть, по-видимому, в полтора года больше сделала для просвещения народа, чем царизм за 50 лет».

Правда, революционный вихрь вызвал немало завихрений в разных сферах жизни, в том числе и в образовании. Но постепенно выкристаллизовывались те основные принципы, на которых была выстроена та система общего образования, которая несколько десятилетий спустя была признана ЮНЕСКО лучшей в мире.

Советская школа стала ЕДИНОЙ — то есть, было покончено с характерным для буржуазного общества «двойным образованием» (для масс и для «элиты»). Общеизвестно, например, что сыновья Сталина учились в самой обычной школе, и Иосиф Виссарионович просил учителя быть построже к Василию. Да и в моём классе в 60-е годы учились и дети рабочих, и сын первого секретаря обкома КПСС (замечу, что к нему педагоги тоже относились «построже», и хотя он был умным и развитым парнем, из-за тройки в аттестате остался без медали).

Советская школа была ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ – то есть, каждому школьнику не только закладывали фундамент тех знаний, которые могли бы ему пригодиться потом, когда он начнёт работать, но и давали общее развитие, формировали в его сознании целостную научно обоснованную картину мира.

Советское образование имело РАЗВИВАЮЩИЙ характер — то есть, учеников не просто снабжали каким-то «багажом» знаний, но изучение дисциплин — от математики до литературы — строилось так, чтобы приучать школьников к самостоятельному мышлению, развивать в них творческую личность.

И ещё один очень важный принцип: как отметил американский педагог и психолог Ури Бронфенбреннер, изучавший советскую систему школьного образования, - в советской школе «огромное значение придаётся не только обучению предметам, но и ВОСПИТАНИЮ (выделено мной — В.В.); для данного термина в английском языке не существует эквивалента». Воспитание было нацелено на укоренение в сознании подрастающего поколения основополагающих принципов гуманистического, т. е. истинно человеческого бытия, и на него «работала» не только школа, но и вся система воздействия на сознание на ребёнка – книги, радио, кино и т.п. И успехи в таком воспитании были очень велики – напомню известное высказывание знаменитого диссидента философа Александра Зиновьева: поколение советских людей, воспитанное в 30-е годы, «в общем и целом исповедовало систему ценностей идеального человека, которую в течение столетий вырабатывали лучшие представители человеческого рода».

нынешние правители

Капитализаторы России, рьяно принялись за разрушение устоев советского социализма. Не обошли они и систему образования.

Был отвергнут принцип единой школы. Не буду касаться многочисленных нюансов возникновения дифференциации возможности получения образования в государственной (муниципальной) системе образования, но появление и распространение платных частных школ окончательно уничтожило принцип равенства возможностей получения образования.

-2

Постсоветское образование нацелено не на формирование, а на разрушение в сознании учащихся целостного научно обоснованного представления об окружающем мире. С одной стороны сокращалось время, отведенное на преподавание естественно-научных дисциплин. С другой стороны, появлялись такие дисциплины, как «Православная культура», которая, в частности, подаёт библейскую версия сотворения мира отнюдь не как миф. Надо ли удивляться, что, как показал проведенный несколько лет назад опрос, почти треть нынешних россиян имеют докоперниковское представление о Солнечной системе.

Воспитание в нынешней системе образования сохранилось. Только цель его диаметрально переменилась. Ещё в начале 90-х министр образования Днепров поставил задачу «изменения менталитета общества через образование». Позже эту цель конкретизировал министр образования в правительстве Путина Фурсенко: вместо творческой личности, которую формировало советское образование, современная школа должна растить «квалифицированного потребителя».

В сущности, современное российское образование (и на то же нацелены и другие средства воздействия на сознание людей) ведёт к формированию, используя определение американского философа Гереберта Маркузе, «одномерного человека», внутренний мир которого ограничен кругом сугубо материальных интересов. Западные учёные квалифицируют эту тенденцию, как «качественное ухудшение человека».

Виктор ВАСИЛЕНКО,

Белгород