Найти тему

Великая Отечественная война и кинематограф (часть четырнадцатая)

В прошлом году мы отметили 75-летие Победы Советского народа и всего человечества над фашизмом. Вечная слава и память Героям, погибшим, ранеными, контуженными и в дожди, и в стужу, прошедшим, пробежавшим, проползшим пол-Европы и принесшим народам мир!

Чрезвычайный и полномочный посол США в СССР Джозеф Эдвард Дэвис,                             секретарь ЦК ВКП (б) Иосиф Виссарионович Сталин (Джугашвили),                       Председатель совета Народных комиссаров СССР Вячеслав Михайлович Молотов.
Чрезвычайный и полномочный посол США в СССР Джозеф Эдвард Дэвис, секретарь ЦК ВКП (б) Иосиф Виссарионович Сталин (Джугашвили), Председатель совета Народных комиссаров СССР Вячеслав Михайлович Молотов.

Джозеф Эдвард Дэвис, сторонник Президента Франклина Делано Рузвельта и муж Марджори Мерривезер Пост, большой ценительницы русского искусства и русской истории, был назначен послом Соединенных Штатов в Советском Союзе (1936—1938) за активную помощь в предвыборной кампании Рузвельта. Несмотря на то, что Соединенные Штаты (при Президенте Франклине Д. Рузвельте) официально признали СССР в 1933 году (первым с 21 ноября 1933 по 16 мая 1936 года США в СССР представлял посол Уильям Кристиан Буллит-младший), американцы представляли ленинско-сталинский большевизм как опасность для свободы и демократии в мире

В 1930 году 23-летний Роберт Робинсон, единственный чернокожий рабочий завода Форда в Детройте, был приглашен в СССР в рамках программы по обучению советских специалистов. Из-за кризиса в США он решил продлить свой годовой контракт на Сталинградском тракторном заводе еще на год, в 1932-м согласился на предложение перебраться на Первый шарикоподшипниковый завод в Москве, а в 1934-м был показательно избран в Моссовет. После этого Робинсон не смог продлить свой американский паспорт и прожил в СССР еще 40 лет.
В 1930 году 23-летний Роберт Робинсон, единственный чернокожий рабочий завода Форда в Детройте, был приглашен в СССР в рамках программы по обучению советских специалистов. Из-за кризиса в США он решил продлить свой годовой контракт на Сталинградском тракторном заводе еще на год, в 1932-м согласился на предложение перебраться на Первый шарикоподшипниковый завод в Москве, а в 1934-м был показательно избран в Моссовет. После этого Робинсон не смог продлить свой американский паспорт и прожил в СССР еще 40 лет.

(это не мешало, однако, в годы Великой депрессии на Западе как высококвалифицированным рабочим, так и не очень грамотным работникам официально вербоваться и приезжать вместе с семьями, с детьми, в СССР, "строить социализм", а по правде - большинство из них -за "длинным рублём", некоторые одиночки приезжали в нашу страну как туристы и устраивались на работу, а иногда и получали советское гражданство. При этом иностранным специалистам за одну и ту же с советскими гражданами работу и платили в 1,5-2 раза больше, половину - в золотых червонцах, половину - в валюте, и в бытовом отношении у иностранцев было всё в порядке: уборкой их квартир и домов занимались уборщики, а обедали они в специальных столовых. Для проживания иностранных рабочих строили специальные поселки с типовыми индивидуальными или двух-трехэтажными домами. Кроме того, иностранных специалистов прикрепляли к специальным распределителям Инснаба, в которых они могли приобретать дефицитные товары. Согласно нормативам снабжения, принятым весной 1931 года, иностранные специалисты могли получать в месяц "9 кг мяса, 6 кг свежей рыбы, 6 кг крупы, 4 кг сахара, 4 кг растительного и животного масла и прочие продукты. На каждого члена семьи выдавались продукты практически в том же объеме, за исключением норм на мясо - 5 кг, рыбу - 4 кг, масло и крупу - по 1 кг". Периодически в их распределителе появлялись такие продукты, как ветчина, сыр, копченый лосось, орехи, ликер, сигареты, конфеты, фрукты.

С американскими компаниями сотрудничали в первую очередь по проектированию наиболее крупных предприятий – в машиностроении, металлообработке, черной и цветной металлургии. Важнейшим партнером СССР был Ford Motor Company. Компания поставляла в страну Советов оборудование, кадры и машины. На фирму автомобильного короля равнялись, а "фордизм" стал главным направлением первой пятилетки. В Нижнем Новгороде в 1929 году запущен Горьковский автозавод.
С американскими компаниями сотрудничали в первую очередь по проектированию наиболее крупных предприятий – в машиностроении, металлообработке, черной и цветной металлургии. Важнейшим партнером СССР был Ford Motor Company. Компания поставляла в страну Советов оборудование, кадры и машины. На фирму автомобильного короля равнялись, а "фордизм" стал главным направлением первой пятилетки. В Нижнем Новгороде в 1929 году запущен Горьковский автозавод.

Естественно, такой уровень снабжения зарубежных работников вызывал у местного населения ненависть. По экспертным оценкам, в конце 1933 года в СССР трудилось около 35 тысяч иностранных специалистов, долевой состав был таким: 17% - инженеры, 18% - средний персонал и примерно 65% - рабочие. Ситуация со снабжением населения СССР постепенно улучшалась, и к 1935 году правительство пересмотрело правила снабжения иностранных рабочих - теперь они получали товары на общих основаниях. Это привело к массовому увольнению и оттоку иностранных специалистов из СССР. Остались только рабочие, преследовавшиеся в своих странах за коммунистические убеждения и искренне верящие в построение социализма, а также реэмигранты - русские рабочие, которые по тем или иным причинам уехали в Америку ещё до революции, а теперь вернулись на Родину. Объективности ради, стоит заметить, что основная масса иностранных специалистов всё-таки работали качественно, значительно лучше русских крестьян, которые только-только научились рабочим профессиям и наша страна благодарна иностранным рабочим за тот опыт и знания, которые они передали нашей индустрии).

Знай наших героев. Иностранные рабочие бригады участвовали в социалистическом соревновании, а отдельные были ударниками и рационализаторами.
Знай наших героев. Иностранные рабочие бригады участвовали в социалистическом соревновании, а отдельные были ударниками и рационализаторами.

Осуждаемые всеми "сталинские чистки" конца 30-х годов прошлого века, объективно, в большинстве случаев, были направлены на уничтожение "пятой колонны в СССР" - противников экономического развития страны, улучшения жизни населения, сторонников уничтожения советской власти и советского государства и установления "Нового немецкого порядка" на территории России, превращения её в колонию и в дальнейшем полного уничтожения русского народа, русской нации. Конечно, как всегда, руководящие на местах чиновники, опасаясь за себя, воспользовались правом "очищать страну от антисоветских элементов" и под репрессивную машину попадали люди грамотные, образованные, умеющие думать и анализировать (что многих чиновников пуга́ло), честные и порядочные люди.
В июле 1942 года только 41 % американцев полагали, что Советскому Союзу можно будет доверять после победы. Этот процент был гораздо ниже тех, кто доверял Великобритании и Китаю: 72 % и 88 % соответственно (странно, что своему ближайшему союзнику - Великобритании - американцы доверяли меньше, чем Китаю) . Сталинские пакты о ненападении, заключённые с Германией в августе 1939 года и с Японией в апреле 1941 года, ухудшили и без того шаткие отношения с Соединенными Штатами. Историческая враждебность превратилась в большую проблему, когда интересы США и СССР совпали в 1941 году, после немецкой агрессии против Советского Союза и японской атаки на Пёрл-Харбор.

А после работы в самой опасной для свободы и демократии в мире стране можно и отдохнуть и повеселиться.
А после работы в самой опасной для свободы и демократии в мире стране можно и отдохнуть и повеселиться.

В начале 1940-х годов президент Рузвельт и правительство Соединённых Штатов стали союзниками СССР. Вслед за этим нужно было убедить американскую публику, что Советский Союз и Сталин стали их друзьями. Американские продюсеры с готовностью стали работать над фильмами, чтобы удовлетворить интерес простых американцев к Советскому Союзу и желание правительства представить СССР в более мягких тонах. В результате в 1942-1945 годах на экранах США появились следующие картины:

Исполнительница главной роли в фильме "Мисс Ви из Москвы" актриса Лола Лэйн.
Исполнительница главной роли в фильме "Мисс Ви из Москвы" актриса Лола Лэйн.

"Мисс Ви из Москвы"("Miss V from Moscow") - компании M & H Productions, режиссёр Альберт Херман, сценаристы Артур Ст. Клер и Шерман Л. Лоу, продюсер Джордж М. Меррик, актёры Лола Лэйн, Ноэль Мэдисон, Ховард Бэнкс, Пауль Вайгель, Джек Восберг, Джек Вильгельм фон Бринкен,
Хуан Де Ла Круз - боевик о работе советской разведки в оккупированной гитлеровцами Франции.
Премьеры фильма состоялись: в США - 23 ноября 1942 года,
в Великобритании - 10 июня 1943 года, в Мексике - 9 марта 1944 года.

Кадр из фильма "Миссия в Москву".
Кадр из фильма "Миссия в Москву".

"Миссия в Москву"("Mission to Moscow") - компании Warner Brothers, режиссёр Майкл Кёртиц, сценаристы Ховард Кох, Джозеф Эдвард Дэвис - по книге воспоминаний посла США в СССР Джозефа Эдварда Дэвиса о предвоенной жизни советских людей, продюсеры Роберт Бакнер, Джек Леонард Уорнер, актёры Уолтер Хьюстон, Энн Хардинг, Оскар Хомолка, Джордж Тобиаш, Джин Локхарт. Хроника впечатлений о Советском Союзе американского посла Дэвиса, его встреч со Сталиным, и их общая точка зрения на отношения Советского Союза и Соединенных Штатов. Вторая миссия в Москву посла Дэвиса началась в мае 1943 года - по поручению Президента Рузвельта он представил фильм Председателю Сталину. Это была одна из первых попыток использовать кинофильм как дипломатический инструмент.
Несмотря на некоторую наивность и явную идеализацию как исторических событий, так и довоенной жизни советских людей (всё же жили - не тужили в бытовом отношении несколько хуже, чем показано в фильме), картина сделана с большим уважением и пониманием проблем советского уже воюющего народа.
Премьеры фильма состоялись: в США - 28 апреля 1943 года, в СССР - 26 июля 1943 года, в Мексике - 11 декабря 1943 года, в Швеции - 4 декабря 1944 года, в Финляндии - 16 сентября 1945 года.

Кадр из фильма "Мальчик из Сталинграда".
Кадр из фильма "Мальчик из Сталинграда".

"Мальчик из Сталинграда" ("The boy from Stalingrad") - компании Columbia Pictures, режиссёр Сидней Сэлкоу, сценаристы Фердинанд Рейхер, Роберт Арден, Роберт Ли Джонсон, продюсер Колбер Кларк, актёры Бобби Самарцич, Конрад Биньон, Мэри Лу Херрингтон, Скотти Бекетт, Стивен Мюллер - об участии детей в партизанском движении под Сталинградом. Герои фильма - шестеро подростков, в том числе одна девочка и сын английского дипломата, ведут отчаянную борьбу с оккупантами. Выживают из них только двое.
Фильм вышел на экраны США 20 мая 1943 года.

Кадр из фильма "Действия в Северной Атлантике".
Кадр из фильма "Действия в Северной Атлантике".

"Действия в Северной Атлантике" ("Action in the North Atlantic") {"Герои без униформы"("Нeroes without uniform")} - компании Warner Brothers, режиссёры Ллойд Бэкон, Байрон Хаскин, Рауль Уолш, сценарист Джон Ховард Лоусон, по роману Гая Гилпэтрика, продюсер Джерри Уолд, актёры Хамфри Богарт, Рэймонд Мэсси, Алан Хейл-старший, Джули Бишоп, Рут Гордон, Сэм Левен, Дэйн Кларк, Питер Уитни, Дик Хоган -
о подвиге моряков американского Торгового флота, осуществляющих северные атлантические конвои в Мурманск.
Фильм вышел на экраны США 21 мая 1943 года.

Кадр из фильма "Северная Звезда"
Кадр из фильма "Северная Звезда"

"Северная Звезда"("The North Star") - компании RKO Radio Pictures, режиссёр Льюис Майлстоун, сценарист Лиллиан Хеллман, продюсеры Сэмуэл Голдуин, Уильям Камерон Мензис, актёры Дэна Эндрюс, Уолтер Хьюстон, Уолтер Бреннан, Эрих фон Штрогейм, Энн Бакстер - в фильме описывается героическая партизанская борьба украинских колхозников против немецких захватчиков. Июнь 1941. Мирное советское село атакует немецкая авиация. А вскоре его захватывают войска Вермахта. Нацистский врач решает использовать местных детей для переливания крови немецким солдатам. Но способные держать оружие в руках советские мужчины уходят в партизаны и делают все, чтобы помешать этому..
Премьеры фильма состоялись: в США - 4 ноября 1943 года,
в Мексике - 4 марта 1944 года, в СССР - 25 апреля 1944 года,
в Аргентине - 1 ноября 1944 года, в Швеции - 3 марта 1945 года.
В 1957 году фильм "Северная Звезда" был сокращён, перемонтирован и показан по телевидению под названием "Бронированная атака" ("Armored Attack"). В этой версии - украинские колхозники = венгерские крестьяне, а гитлеровские захватчики = солдаты советской армии, боровшиеся против венгерских партизан. Нисколько не похоже не по форме (украинские крестьяне не одеты в национальную венгерскую одежду, форма солдат и офицеров вермахта, знаки отличия вообще не такие, как у солдат и офицеров Советской армии. Если, например, имелись ввиду военнослужащие Национальной народной армии Германской Демократической Республики, созданной только 1 марта 1956 года, то в вооружённом конфликте и подавлении восстания участвовали только и исключительно войска Советской армии, да и у войск ГДР форма была не похожа на гитлеровскую), не по факту (вооружённые столкновения Венгерского восстания 23 октября - 9 ноября 1956 года и его подавление Советскими войсками по согласованию со странами Варшавского договора происходило исключительно на улицах Будапешта, никакого партизанского движения в сельской местности во время Венгерского восстания не было). Однако, откуда американцы, для кого, собственно и был предназначен фильм "Бронированная атака", это знали. Им это всё не интересно. Они верили антисоветскому дикторскому тексту, это им было ближе и понятнее.
Очень жаль, даже противно, что для подобной откровенной и очень примитивной провокации был выбран в общем-то хороший, крепкий антифашистский фильм.

Кадр из фильма "Три русских девушки".
Кадр из фильма "Три русских девушки".

"Три русских девушки" ("Three russian girls") - компании United Artists, режиссёры Генри Смит Кеслер, Федор Оцеп, сценаристы Дэн Джеймс, Абен Кандел, Альбрехт Джозеф, Морис Кларк, Виктор Тривас, продюсеры Грегор Рабинович, Юджин Френке, актёры Анна Стен (эмигрантка из СССР), Кент Смит, Мими Форсайт, Александр Гранах - мелодрама о любви русской санитарки Наташи и тяжелораненого американского лётчика - добровольца Джона Хилла. Действие происходит в районе блокадного Ленинграда.
Премьеры фильма состоялись: в США - 30 декабря 1943 года, в Мексике - 20 декабря 1944 года.

Кадр из фильма "Песнь о России".
Кадр из фильма "Песнь о России".

"Песнь о России" ("Song of Russia") - компании Metro-Goldwyn-Mayer, режиссёры Григорий Ратов, Ласло Бенедек, сценаристы Пол Джеррико, Ричард Коллинс, Борис Ингстер, Эдгар Георг Улмер, по сюжету Лео Миллера, Виктора Триваса, Гая Эндора, продюсеры Джо Пастернак, Пандро С. Бермэн, музыка Петра Ильича Чайковского в обработке композитора Герберта Стотхарта, актёры Роберт Тейлор, Сьюзан Питерс, Роберт Бенчли, Михаил Чехов, Жаклин Уайт - музыкальная мелодрама о любви приехавшего весной 1941 года на гастроли в Россию американского дирижера и русской девушки, работающей в колхозе трактористкой и одновременно талантливой пианистки в самом начале войны.
Премьеры фильма состоялись: в США - 10 февраля 1944 года,
в СССР - 19 октября 1944 года, в Мексике - 20 октября 1944 года, в Швеции - 19 февраля 1945 года, в Финляндии - 11 ноября 1944 года.

Кадр из фильма "Дни славы".
Кадр из фильма "Дни славы".

"Дни Славы" ("Days of glory") - компании RKO Radio Pictures, режиссёр Жак Турнёр, сценаристы Кейси Робинсон, Мельхиор Лендьела, продюсер Кейси Робинсон, актёры Грегори Пек, Тамара Туманова, Лоуэлл Гилмор, Мария Палмер, Алан Рид - фильм о героических советских партизанах, которые в 41-ом году нечеловеческими усилиями пытались остановить продвижение нацистских войск вглубь страны.
Премьеры фильма состоялись: в США - 8 июня 1944 года, в Мексике - 5 октября 1944 года, в Швеции - 13 ноября 1944 года.

Кадр из фильма "Контратака".
Кадр из фильма "Контратака".

"Контратака" ("Counter-Attack") - компании Columbia Pictures Corporation, режиссёр и продюсер Золтан Корда, сценаристы Джон Ховард Лоусон, Дженет Стивенсон, Филип Стивенсон, адаптация пьесы о будущей войне "Победа" (1937) российских драматургов Михаила Исааковича Рудермана и Ильи Михайловича Вершинина, актёры Пол Муни, Маргарит Чэпман, Ларри Паркс, Харро Меллер, Роман Бонен - советский парашютист-диверсант Алексей Кульков заброшен в немецкий тыл. Кульков оказывается в одном здании с шестерыми немецкими солдатами и одним офицером, которых он взял в заложники, однако немецкая артиллерия разрушает здание и парашютист оказывается погребен под обломками в одном подвале с немцами. Вместе с Кульковым – местная подпольщица Лиза Еленко. Вдобавок ко всему гаснет единственная лампа, и в подвале воцаряется кромешная тьма. Кульков начинает хитроумную игру со своими пленниками, стараясь не только выжить, но и выведать важную информацию. Информацию он выведывает, но тут сверху раздаются удары кирки и немецкая речь. Неужели все усилия оказались напрасны и теперь пленник – Кульков? На самом деле Кулькова и Еленко освобождают из заточения советские войска, которым он и сообщает свои разведданные, а по-немецки говорили пленные, которым приказали разобрать завал.
Премьеры фильма состоялись: в США - 26 апреля 1945 года, в Перу - в августе 1945 года, в Швеции - 15 октября 1945 года.

Вот и все художественные фильмы, созданные практически по заказу американского правительства на американских киностудиях и посвящённые борьбе советского народа против иноземных оккупантов. Несмотря на то, что картины поставлены в основном крупнейшими американскими режиссёрами и с участием лучших голливудских актёров (в том числе эмигрантов из России), фильмы, созданные носителями другой культуры по стандартам Голливуда, получились наивными, не понимающими душу народов. При всём этом фильмы были честными и как могли искренне и со страданием отражали жизнь советских людей, их борьбу с оккупантами. В этих фильмах не было ни намёка на антисоветские, тем более на антирусские мотивы.
Как граждане США в массе своей, несмотря на все усилия Президента Франклина Д. Рузвельта и его правительства, не были готовы полностью изжить недоверие к Советскому Союзу и увидеть огромную разницу между гитлеровским нацизмом и сталинским социализмом, так и сам Сталин не был готов доверять Америке как новому союзнику. Взаимная помощь была логическим выходом, так как обе страны воевали с Германией, но нужно ещё было убедить американцев в том, что союз (или хотя бы близкие отношения, взаимовыгодное сотрудничество) с СССР мог быть выгоден их стране. Фильмы, поставленные на голливудских студиях крупными режиссёрами с участием "звёзд" американского кино, а также актёров - выходцев из СССР и, как минимум, с уважением показывающие воюющую Россию были, по мнению Сталина, превосходным способом убеждения.
Однако, несмотря на то, что эти фильмы были сняты откровенно по голливудским стандартам (боевики или музыкальные мелодрамы), их было немного и в прокате они растворились в массе комедий, мелодрам, мюзиклов, боевиков, вестернов, несмотря на растущий интерес американцев к нашей стране, жизни нашего народа и хотя бы в такой форме частично утолить этот интерес, профашистские и пронацистские организации, которых было немало в США, да и откровенно проамериканские партии боялись "просоветской" ("пророссийской") пропаганды, вызывающей уважение и сочувствие к советскому народу и старались помешать показу этих фильмов зрителям.
Так, "медиамагнат" Уильям Рэндольф Херст, владелец "New York Morning Journal", а также владелец 25 ежедневных газет, 24 еженедельных газет, 12 радиостанций, 2 мировых агентств новостей, одного предприятия по производству новых тем для кинофильмов, киностудии "Cosmopolitan" и многого другого, личный друг Адольфа Гитлера, ультраконсерватор, американский националист и антикоммунист, но, и одновременно сделавший всё для себя возможное для продвижения в 1933 году Франклина Делано Рузвельта в Президенты США, публиковал в своих изданиях негативные рецензии на "просоветские" фильмы.
В прокате воюющего Советского Союза из этой серии из девяти фильмов были показаны только три: "Миссия в Москву", "Северная Звезда" и "Песнь о России", которые с благодарностью были приняты зрителями и на фронте и в тылу.

Если интересно, подписывайтесь на этот канал! Оставляйте комментарии, ставьте лайки!