После последней войны активизировались все возможные полу-экспертные или недо-экспертные мнения о том, что в нынешних условиях мы вполне способны нормализовать диалог с Азербайджаном, а то и Турцией, и вполне неплохо на этом заработать. Тут сочетание и буквального непонимания политических средств соседей, так и банальная жажда скоротечной наживы от открытия границ.
К слову, тема дружбы с армянами поднималась и в самом Азербайджане, но там на это был давно дан ответ - это невозможно, а о "культурной автономии" Арцаха речи быть и не может. Вообще, странно, чтобы Азербайджан, не имеющий ни демократический системы местного самоуправления (требующейся для подобного, причём это указано в резолюциях), ни автономий аналогичных для лезгинских и тато-талышских меньшинств, с каких-то пор сделал бы подобное для армян. Такой опыт был в советское время и мы видели, чем это закончилось.
Даже если это представить, то что означает "автономия" и последующая нормализация отношений? Это означает, что армяне будут иметь право занимать политические посты, участвовать в экономической деятельности, избираться и быть избранными в Азербайджане. Также армяне будут иметь определённые привилегии в рамках автономии. Азербайджанцы шокированы - а вдруг армяне будут иметь право вето, которое наложат на отношения с Турцией? Ведь дружба с Азербайджаном не равна дружбе с последними.
А вдруг армяне будут лоббировать свои интересы? А вдруг они будут владеть стратегическими ресурсами страны? В конечном счёте, Азербайджан приходит к выводу, что "Карабах без армян" звучит прекрасней, чего почти и удалось добиться. Если лезгин и талышей можно ассимилировать и приурочить к азербайджанской нации, то армян не получится ни по каким критериям. Опять же, советский опыт тому яркий пример и вернуться обратно - сделать вид, что ничего не было.
Мало того, что теперь предлагается взять и закрыть глаза на это, так и даже вопрос Арцаха банально был удалён с этой повестки. И пока турки с азербайджанцами строчат статьи о том, как всё будет хорошо, когда будет уничтожен "армянский национализм"(которого, к слову, в политическом поле никогда и не было), и как злые силы заинтересованы в изменении ситуации, реальный план данной дружбы вполне очевиден.
Понимаете, нация - это не просто коллектив людей с определёнными культурными чертами на одной территории с одним языком. Это этнос. Нация же имеет политический смысл, в первую очередь. Что многие не понимают, так это то, что сейчас идёт процесс не физического уничтожения армян, а трансформации армян из нации в этнос.
Первый шаг на пути к этому - размытие единства между национальными и территориальными границами. Зачатки тому уже были в наличии Арцаха, как независимого субъекта, частично. Сейчас же, учитывая усиливающееся расстояние между Арменией и Арцахом, сценарий "хайастанцев" и "арцахцев" вполне состоится.
А далее всё как по маслу, вполне логично. Если нет единства между армянами Армении и Арцаха, то нет Миацума. Если нет Миацума, то нет Карабахского Движения. Если его нет, то нет смысла независимого существования Армении. Если его нет, то нужно его найти, а как можно быть Армении без Арцаха, пока там живут армяне и как можно смириться с поражением? Значит, либо там не армяне, либо для нас это не имеет значения. Как для самого простого этноса.
Ныне единство нации скрепляется, в основном, рационально и эмоционально. Рационально - это угроза физического уничтожения, эмоционально - чувство патриотизма, гордости и прочего. С первым казус - турки не собираются повторить ошибку 1918 года и инстинктивно пробудить стремление к борьбе и сопротивлению. Собственно, уже Талаат-паша тогда предпочёл ожидать, пока армяне сами вымрут от голода и болезней в Первой Республике.
Ныне даже этого не будет. Армении предлагают зимбабвийский вариант жизни в окружении турко-азербайджанцев, будучи полностью зависимой от их транспортных артерий и импорта-экспорта. Это вроде бы и низкосортная, но жизнь. Геноцида армян уже тогда хватило, чтобы раздавить зачатки независимости. Ведь ярые пропагандисты "образа жертвы выше образа героя" забывают, что на одной трагедии не удержать всю идентичность, особенно если враг сменил тактику и облачился из шкуры волка в шкуру ягнёнка.
Эмоциональный же контекст легко удалить. Прошлое величие нельзя обратить в настоящее, а настоящее печально. Эмоции такая вещь, что легко выветриваются. Заметьте, как многие из тех, кто трезвонили по ТВ о том, что "ни пяди сантиметра" теперь рассказывают об "улыбке на лице Алиева". Выходит, что единственное спасение нации - это идеология. И тут даже не нужно спорить, о том, что простая либеральная модель даже с экономическими кризисами не справляется известно уже давно, чего уж говорить о политическом. В итоге, от армян ничего не останется, кроме лимитрофного этноса.
Для идеологии нужна фундаментальная подпитка, квази-религиозного характера. Ничто не может удержать людей в единстве в критической ситуации, кроме веры в самобытность и самостоятельность, в определённую миссию. Опять же, многим народам этого не требуется критически, так как им достаточно эмоций. Их достаточно тем же туркам, которые и не задумываются особо о том, кто они (мы больше заботимся об их происхождении, чем они), ведь их страна огромная вместе с армией. Так что пока не осознается угроза именно уничтожения себя как уникального субъекта вместе с той миссией, которую субъект несёт - Армению ждёт судьба стать Аджарией. А Арцах - Абхазией.
Артур Акопян
ИАПС Антитопор
После последней войны активизировались все возможные полу-экспертные или недо-экспертные мнения о том, что в нынешних условиях мы вполне способны нормализовать диалог с Азербайджаном, а то и Турцией, и вполне неплохо на этом заработать. Тут сочетание и буквального непонимания политических средств соседей, так и банальная жажда скоротечной наживы от открытия границ.
К слову, тема дружбы с армянами