Мне нравится методика некоторых тренеров. Она не как у некоторых, она поистине прекрасна. И главное эффективна. Достаточно одного сезона, чтобы полностью открыть чакры, изменить ДНК и вырастить... нет, не фигуристку, настоящего фигурнокатательного монстра, сжигающего все на своем пути. Конечно, особенности педагогической методики держатся в секрете, но я кое-что предположу.
Воспитание фигуристок - дело очень сложное, тонкое. По воспитанию стандартных школьников написаны тонны книг, и те не очень помогают. А что говорить про фигуристок, которые изначально поставлены в другие, гораздо более сложные психологически условия. Тут и отсутствие друзей, которых в школе множество, и отсутствие свободного времени, и отсутствие классического образования как такового. Даже проблемы Евгения Онегина не обсудишь и морально-нравственную оценку "наполеоновской теории" Раскольникова не дашь. Все это заменено ограниченным набором элементов и прыжков которые ты тренируешь каждый день. И чем больше тренируешь, тем ближе заветный пьедестал на соревнованиях. А еще есть ограничения, нервы на соревнованиях, надежды родителей. Я в никоем случае не хочу принизить работу спортсмена.
Но чему человек уделяет внимание - то развивается. Чему внимание не уделяется - там идет провал. Гармония достигается очень редко. Все возможно, но не всегда.
А предположим, что такая фигуристка попадает не в самый здоровый психологический коллектив. Сначала необходимо убедить ее, что коллектив правильный, а все что было до этого - это позор и ужас. Опыта сравнивать с героями и сюжетами мировой литературы нет, поэтому фигуристка, как правило, на такое легко ведется. Да, у нее же накопились обиды, значит вот и доказательства. Коллектив был неправильный. Теперь осталось убедить ее, что "правильный коллектив" все делает по другому: не получалась хореография - какой кошмар, все переделаем, стиль заменим, прическу поменяем, прыжки заменим на конек, привыкла прыгать так - все будет по-другому. Сравняем с землей все то, что приводило к победам до этого!
И главное - хвалить, хвалить за все и везде, человек должен слышать о собственных улучшениях больше времени, чем работает над этими улучшениями на тренировках. Аффирмации, медитации и визуализации олимпийских медалей - вот она психологическая уютная атмосфера нового коллектива.
У этого метода только один "минус" - соревнования. А они показывают почему-то не те оценки, что обещались.
С этим новый коллектив борется. Главное же поддерживать. А критика не поддерживает спортсмена. Поэтому никакой критики. Это лед слишком жесткий, судьи несправедливы, коньки непрочные, ну в крайнем случае, виноват ветер, холодящий былые раны.
Если вдруг это не поможет, и в стеклянных глазах спортсмена появится огонек недовольства своими результатами, то надо обязательно переходить к плану "Б". Доказывать, что спортсмен лучший. Можно купить ему отдельную "золотую" медаль. Можно снять номер люкс. Журналиста нанять, чтобы книгу написал. Лучше две книги. Нельзя забывать про армию фанатов: они должны заливать фан аккаунты воплями о том, что " Все будет хорошо. Однажды утром спортсменка вдруг возьмет и все прыгнет". ведь она такая прекрасная. А прекрасным людям система не нужна, нужно лишь дождаться дня, когда придет этот "вдруг".
Если на катке с конкурентами спортсменка могла оглянуться по сторонам и увидеть, что делают другие, то теперь это непозволительная роскошь. Мир изменился, и вся реальность стала другая. Утром открываешь соцсети, а там фанаты сотнями дифирамбы поют, да будущие медали считают. Приходишь на каток - и тобой снова все восхищаются.
Меняется и тренерский процесс, ты не а)королева-богиня, б) уже взрослая и самостоятельная. Ты заслужила право отмахиваться от всех советов, да и тебя же любят и доверяют. Ты сама тренируешься, сама решаешь что и где прыгать. Вот она - долгожданная свобода.
И вот ты выходишь на ГЛАВНЫЕ соревнования. Уверена в себе, конечно. Нужна ли тебе медаль? Она уже твоя, ведь кто все эти фигуристки, которых прочат тебе в конкурентки? Слабовольные недотепки, бледнеющие от твоего выезда на тренировку.
А потом ты выезжаешь катать короткую программу, а потом произвольную. И мир снова меняется до неузнаваемости. Туман рассеивается и вспоминаются какие-то старые советы уже забытых тренеров. Видишь лица конкурентов, которые почему-то откатались лучше тебя. И теперь у них - золото, а у тебя - в лучшем случае, бронза.
Почему в лучшем? Нет, это самая прекрасная бронза напевают вокруг. Не просто бронза, а с золотым отливом.
Всего-то не собралась. Но все же видели тренировки. Вот в следующий раз ты "ВДРУГ все-все прыгнешь". А пока, забудь про лед. У тебя впереди интервью, и новая книга. Такой даже у девочки, обыгравшей тебя, не будет. Это же лучше.
И юная фигуристка уходит давать интервью, про свободу, прекрасную бронзу и лучшие рекламные контракты. Ей повезло - у нее нет времени вглядываться в лед, где уже давно отразился бы дракон.
Методика действует безотказно. Результаты поражают воображение. Вопрос о том, может ли дракон выиграть соревнования наукой не изучен, и, возможно, тут еще не хватает какого-либо ингридиента. Хотя... - всегда балуйте и хвалите спортсменов, тогда из них вырастают настоящие драконы).