Найти в Дзене

А помните "Человека-паука" 1994 года?

Оглавление

Такая волна ностальгии захлестнула меня на днях - за три дня пересмотрел все серии самого любимого мультсериала моего детства - "Человека-паука" 1994 года от Marvel Film Animation. 65 серий по 21 минуте пролетели так легко и незаметно, что даже стало как-то обидно, что сериал такой короткий, а достойных продолжений у него так и не появилось.

Ну и уж если волной ностальгии накрыло меня, то придётся и вам в нее немножечко окунуться. История "Человека-паука" в мультипликации - в сегодняшнем материале.

Если вы хотите почитать другие материалы Позавчерашних новостей о телевидении, добро пожаловать в статью-рубрикатор.

Как оно всё начиналось

Всё-таки Стэн Ли - легендарный человек и вещи он делал потрясающие. Придумать за три года почти всех известных ныне персонажей комиксов от Marvel и задать им такой уровень бодрости, что новые истории о них продолжают клепать вот уже лет 60 - это вам не это. Стэн умудрялся как-то понимать, чего хочет аудитория и что этой аудитории действительно нужно - динамические сюжеты, реальные проблемы и герои, как будто бы взятые из этой самой аудитории.

Самым же удачным персонажем Стэна Ли стал Человек-Паук и его альтер-эго - Питер Паркер. Можно много рассказывать о том, почему Дружелюбный Сосед до сих пор имеет такую бешеную популярность во всем мире, но факт остаётся фактом - на вопрос "Кого из супергероев вы знаете?" первым ответом наверняка будет Бэтмен, вторым - "Человек-паук", а уже дальше будут Росомахи, Железные человеки и прочая костюмированная шушера.

В общем, если не растекаться мыслию по древу, то стоит сказать, что решение пустить популярного героя в оборот вне мира комиксов было делом времени. Долго ждать не стали и в 1967 на телеканале ABC был запущен мультсериал "Человек-паук". Имена создателей в нем были достаточно громкие - всё контролировали создатели оригинальных комиксов Стэн Ли и Стив Дитко, ко второму сезону продюсером сериала стал легендарный Ральф Бакши, и в целом это могла бы быть легендарная победа, но... денег на него дали - кот наплакал.

Сериал был ужасно поставлен и плохо нарисован. Он был слишком детским. В конце-концов в нем практически не было связной истории и смотреть его сейчас - то ещё удовольствие. Зато сериал подарил самую знаменитую песню о Человеке-Пауке (из опенинга, Spiderman, Spiderman, Does whatever a spider can) и неплохо разошёлся на мемы, с 2009 года радуя нас эффектными в своей дебильности кадрами.

Например
Например

Следующий заход на мультрынок марвеловцы сделали в 1981 году, запустив сперва сольный, а затем и командный мультсериал про Человека-паука. "Человек-паук" и "Человек-паук и его удивительные друзья" получились не в пример лучше первой реализации, в основном за счет более плавной анимации и менее шизофренических сюжетов. Вот только действительно популярным сериал так и не стал - хоть IGN и поместил его в сотню лучших мультипликационных сериалов, но кто сейчас о нем помнит?

Бог троицу любит

Иначе и не скажешь, ведь именно "Spider-Man: The Animated Series" стал лучшим воплощением Питера Паркера на малых экранах. Огромное спасибо за это возросшему бюджету, ведущему сценаристу Джо Сэмперу и, конечно, человеку (и уже почти пароходу) Ави Араду, который, наконец-то заставил эту вшивую анимационную интеллигенцию рисовать нормально, да и сценаристам дал живительного пинка в нужную сторону. Получилось удачно.

Олдскулы не сводит? А музыка в ушах заиграла?
Олдскулы не сводит? А музыка в ушах заиграла?

Сериал восхищал (да и сейчас восхищает) тем, что несмотря на очевидно детскую направленность (ну, блин, это всё те же дебильные костюмированные герои против таких же дебильных костюмированных злодеев), сериал вполне пригоден и для просмотра взрослыми, темы-то в нем затрагиваются вечные - к чему приводит месть, как условное добро собственными руками лепит злодейское зло, как меняет людей одержимость, что технология в неправильных руках - ужасно, что дурными методами добра не добьешься, и т.д., и т.п.

Конечно, не все технические решения в сериале красиво состарились - примененный в сериале CGI спустя двадцать пять лет выглядит слишком простым и сильно выделяется на фоне остальной анимации. Кстати, Нью-Йорк в сериале практически один-в-один срисован с настоящего, причем главные объекты, попадающие в кадр (вроде Крайслер-Билдинг). нарисованы с небывалой ранее детализацией.

Пожалуй даже слишком детализировано. Да, я про открывающуюся мегадверь
Пожалуй даже слишком детализировано. Да, я про открывающуюся мегадверь

Ну и состав персонажей в сериале получились круче некуда. Кого только не встречал Питер Паркер в своих приключениях! В сериале помимо традиционных врагов супергероя появился и Красный Череп, и Дормамму, и Доктор Дум, а уж в союзниках у супергероя не побывал, пожалуй, только Халк. И что самое интересное, это было не ходульное привлечение знакомых персонажей лишь ради камео, всё это было сюжетно обосновано и вписано во вселенную сериала.

Структура сюжета же ушла от эпизодности, присущей более ранним проектам и имела как ярко выраженный центральный сюжет, так и более мелкие сюжетные арки, которые могли занимать как пару серий, так и почти целый сезон.

Например с Амбалом Питер Паркер в обоих своих ипостасях сталкивается постоянно и с переменным успехом.
Например с Амбалом Питер Паркер в обоих своих ипостасях сталкивается постоянно и с переменным успехом.

Но и здесь создатели не смогли не накосячить. Во-первых, два последние сезона стали ощутимо хуже в сюжетном плане и стали напоминать Санта-Барбару с разборками в стиле "я твоя приемный племянник" и поездками в клюквенную Москву и не менее клюквенный Чернобыль. Во-вторых, сериалу просто забыли дописать нормальный финал, что, в принципе, стало следствием "во-первых". Поясню, о чем речь - контракт на производство сериала был рассчитан именно на 65 серий, но поскольку дела шли, создатели сериала рассчитывали ещё на пару сезонов, на которые уже были наработки. Но коварный Fox Kids, транслировавший тогда сериал (о канале и как мы его потеряли можно почитать тут), в 1998 году отказался продлевать его из-за упавших рейтингов, и поручил продолжать дело Marvel Films Animation другой студии, Saban Entertainment.

В итоге Питер Паркер в версии 1994 года остался без Мэри Джейн (кстати, вы знали, что на американском слэнге Мэри Джейн - сигарета с психоактивными веществами?), зато с Мадам Паутиной, а поделка от Сабан, хоть и годная, утонула под весом гениальности предшественника, просуществовав всего один сезон.

Где смотрели в России?

В Россию эта версия Человека-Паука попала в 1996 году, когда её силами трёх человек переозвучил тогда ещё годный НТВ. Первую серию показали 16 ноября 1996 года в 18.00 (пруф), и, как говорится, понеслось. Показ шёл по субботам аж до июня 1997 года. Всего показали два первых сезона и первые три серии третьего, но после этого как обрезало - ни Зеленого Гоблина, ни пропажу Мэри Джейн маленькие зрители не увидели. Зато мульт несколько раз повторяли, теперь уже в дневном (ежедневно по будням в 16.50 в 1998 году) и утреннем эфире.

Кстати, тут ещё и самый адекватный Питер Паркер
Кстати, тут ещё и самый адекватный Питер Паркер

Следующее пришествие паучка свершилось лишь в 6 октября 2001 года, когда он появился в пакете Fox Kids, показываемом на Рен-ТВ (про этот канал я писал здесь). Туда сериал попал в полном объёме, все пять сезонов, хотя, конечно, с третьего сезона дубляж превращался в закадровый перевод и до нас периодически доносились голоса оригинальной озвучки. Та, кстати, разительно отличалась куда большим разнообразием голосов, одна только озвучка симбионтов чего стоила, не то что наши три с половиной голоса для всех героев.

На Рен-ТВ "Человек-паук", похоже, он был вообще самым рейтинговым мультсериалом, поскольку его показ не заканчивался почти никогда. После последней серии всегда врубали какую-нибудь серию из первых сезонов (не обязательно самую первую) и гоняли бедного Паука по кругу, делая как минимум три-четыре повтора. Ну и, разумеется, показывали Человека-паука и на самом Fox Kids (в последующем - Jetix), причем тоже практически по бесконечному кругу.

И ведь не надоедало!

-6